УФАС по Петербургу нашло массовые нарушения в закупках ГУП "Пассажиравтотранс" с годовым оборотом до 9 млрд рублей. В ГУПе уверены, что успешно обжалуют эти решения. Тем временем УФАС требует вообще сократить число ГУПов в Петербурге.
Два транспортных петербургских ГУПа — "Пассажиравтотранс" (автобусы) и "Горэлектротранс" (трамваи и троллейбусы) — привлекли пристальное внимание антимонопольной службы (УФАС по Петербургу).
"Вроде бы две похожих организации, а ситуация с госзаказом в них обстоит совершенно по-разному. В "Пассажиравтотрансе" происходят какие-то странные вещи. Одну и ту же закупку, например, по страхованию гражданской ответственности, они отменяют 4 раза, возможно, потому, что 4 раза они проводят конкурс так, что в нем побеждает не тот, кто надо. В итоге задним числом заключают договор. УФАС делает то, что может, возбуждает административные дела. Но, наверное, здесь нужно некое единое положение о закупках", — сказал заместитель главы УФАС по Петербургу Петр Яковлев. Предприятие ждут проверки.
Речь идет о договоре страхования с "Ингосстрахом". В ГУПе объясняют причину заключения этого договора тем, что обслуживать пассажиров без страховки не могли, поэтому пришлось выбрать подрядчика оперативно.
Так, из жалоб на "Горэлектротранс" (ежегодный бюджет, включая субсидии, составляет около 3 млрд рублей) обоснованными оказались 7%. В случае с "Пассажиравтотрансом" обоснованы 75% жалоб. ГУП получает годовые субсидии до 6 млрд рублей. Его оборот в 2014 году составил 9 млрд рублей, в 2013 году — 7,7 млрд рублей, в 2012 году — 3,5 млрд рублей, по данным системы "СПАРК".
В "Пассажиравтотрансе" с позицией антимонопольщиков не согласны. "Мы проводим практику обжалования решений УФАС, и большинство из них в 2014 году были признаны судом недействительными. Практика обжалования продолжена и в 2015 году. Один из показательных моментов: 21 апреля Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отменил решение УФАС от 30 октября 2014 года. По нему "Пассажиравтотранс" должен был пересмотреть итоги конкурса на закупку 39 автобусов белорусского производства", — говорят в ГУПе. Там же отмечают, что указанное решение было принято УФАС после продолжительного шестичасового заседания, а решение было опубликовано на сайте антимонопольного органа за три часа до его окончания.
Также в "Пассажиравтотрансе" сообщают, что в 2015 году предприятием проведены 173 закупочные процедуры (конкурсы, аукционы и др.) и 37 квалификационных отборов. По итогам их проведения в Санкт-Петербургское УФАС России было подано только 6 жалоб, что составляет 3% от количества проведенных процедур.
По данным УФАС, в 2015 году пять из шести жалоб были обоснованы, одно решение и предписание находятся на стадии обжалования в суде. "Несмотря на то, что может показаться, что общее количество жалоб на действия невелико, 75% из них признаны обоснованными, в целом, можно сделать вывод о том, что ГУП допускает однотипные нарушения. Он дискриминирует и необоснованно ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупок, а также нарушает принципы равноправия, справедливости и информационной открытости торгов", - говорит Петр Яковлев.
Антимонопольщики вообще очень недовольны работой петербургских ГУПов. "Наша позиция заключается в том, чтобы сокращать число ГУПов и МУПов. Конкуренция должна быть свободной на всех рынках, не относящихся к сфере естественных монополий. К сожалению, многие органы власти создают подотчетные себе ГУПы и таким образом наносят большой ущерб бюджету", — говорит глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
Так, по наблюдениям антимонопольщиков, ГУПы часто становятся ГКУ, то есть из унитарных предприятий превращаются в так называемые "казенные учреждения", которые занимаются бизнесом. Например, ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей" в 2014 году был реорганизован в ГКУ и продолжил обслуживать парковки вне конкурса, который в таком случае должен был бы пройти. При этом расходы бюджета на парковки в этот момент увеличились в 11 раз по сравнению с 2014 годом.
Еще один прием: заказчик, например один из комитетов Смольного, передает деньги в виде субсидии своему подведомственному ГУПу, чтобы тот мог распределить их не по строгому закону о госзакупках (44-ФЗ), а по упрощенному закону для предприятий с госучастием (223-ФЗ). Сегодня у каждого из 34 комитетов Смольного в ведении по несколько ГУПов и ГКУ.