После заморозки и изъятия пенсионных накоплений многие граждане, похоже, перестали доверять государству. Пенсионный фонд отчитался о взрывном росте заявлений по переводу пенсий — почти 1 млн за полгода. Большая часть касается переводов из ПФР в негосударственные фонды — 477,6 тыс.
Только в июне в ПФР обратились 330 тыс. человек, пожелавших сменить управленцев, это 37% от полугодового потока. В этом году часть будущих пенсионеров также обратили внимание на возможности управляющих компаний, перевести им накопления захотели 8,8 тыс. Еще 63 тыс. человек решили вернуться из НПФ под государственное крыло, отмечается в полугодовой отчетности ПФР, на которую ссылается "Коммерсант". На сайте ПФР она пока не появилась. Пик активности пришелся на июнь, за который подали 330 тыс. заявлений разного толка.
Полугодовая динамика, обнародованная ПФР, как минимум удивляет: за первое полугодие прошлого года аналогичных заявлений было подано всего 574,1 тыс., из них о переходе в НПФ — 355,3 тыс. Рост заявлений можно было бы списать на то, что текущий год — последний, когда это можно сделать по закону, однако это не очень вяжется с привычкой россиян откладывать все на потом. Да и печальному уровню финансовой грамотности, о котором постоянно говорят эксперты, не соответствует.
О низком уровне, однако, говорит тот факт, что только 20% написали "срочные" заявления о переходе из ПФР в НПФ, которые предполагают перевод денег через 5 лет, однако с сохранением уже полученного дохода. Остальные написали заявления о досрочном переводе, которые не предполагают сохранение прежней доходности, но будут исполнены значительно быстрее. Действующее пенсионное законодательство таково, что если будущий пенсионер до конца 2015 года не напишет заявления о переводе накоплений в НПФ или УК, они (накопления) в принципе перестанут формироваться. Те самые 22% от его зарплаты, которые отчисляет работодатель, пойдут на выплаты тем, кто уже на пенсии.
Недоверие к государству может быть связано с тем, что будущим пенсионерам не добавило оптимизма то, как легко правительство замораживало накопления в 2014 году. Тогда власти решили за счет заморозки средств сократить бюджетные вливания в пенсионный фонд. Сам он не справляется с выплатами текущих пенсий. Из-за кризиса мораторий продлили и на 2015 год, тогда на пенсии пустили 280 млрд рублей потенциальных накоплений, которые должны были переправить в НПФ. Понятно, что ничего не мешает властям поступить точно так же и сейчас, поскольку деньги сначала все равно поступают в ПФР. Однако страх вполне оправдывает ажиотаж — чисто психологически гражданам, которые, как правило, еще и не очень разбираются в тонкостях устройства пенсий, комфортнее, когда государство уже вроде бы не властно над их деньгами.
На прошлой неделе Ассоциация российских банков предложила продлить переходный период на 2 года. Письма на эту тему отправили в Минфин, Минэкономразвития и ЦБ. Мотивация простая и логичная — пенсионные накопления в условиях санкций могут стать источником кредитования реального сектора. В мае о том, что переход нужно продлить на год, говорил директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Филипп Габуния.
Причиной активизации, по всей видимости, стала старая дата отсечения, говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. "К тому же в последнее время тема на слуху, в большинстве случаев ожидания стимулируют активность наших сограждан по этому вопросу", — говорит аналитик. Средняя доходность по рынку управления сбережениями сейчас чуть выше инфляции. Пенсионные фонды, говорит Алексей Козлов, оперируют одними и теми же инструментами, в силу обстоятельств тот или иной фонд выходит вперед, во многом это зависит от грамотности управления.
Старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова не исключает "предотпускного синдрома": первая половина года была перенасыщена новостями, середина лета — практический идеальный момент для принятия важных решений. Резкий приток в июне может быть связан с частичной разморозкой пенсионных денег. "К тому же вокруг НПФ сейчас очень много новостей, причем не всегда положительных, возможно, поэтому россияне принимают подобные решения именно сейчас", — говорит аналитик. По данным на конец мая, в 24 НПФ, которые тогда успели вступить в систему гарантирования вкладов, поступило около 550 млрд рублей. На сегодняшний день в реестре, который ведет АСВ, значится уже 29 фондов.
Средствами "молчунов" сейчас управляет Внешэкономбанк. Недавно банк обнародовал статистику, согласно которой накопления принесли доход в 113,7 млрд рублей за полгода — в 2,5 раза больше, чем год назад. Притом что по итогам прошлого кризисного года ВЭБ потерял 211,2 млрд рублей. Существенная часть пришлась на переоценку ОФЗ и корпоративных облигаций. Тем не менее, средств, которыми управляет ВЭБ, стало меньше.
К концу прошлого года у ПФР было 1,9 трлн рублей, по последним данным цифра снизилась примерно до 1,5 трлн, поскольку 399,2 млрд перевели в НПФ. На балансах НПФ к концу 2014 года закончилось 1,1 трлн рублей, из которых 386,5 млрд лежали на банковских депозитах и расчетных счетах, отчитывался ЦБ. Постепенное движение к паритету по количеству сбережений в НПФ и в ПФР, по идее, должно привести к появлению более доходных инструментов вложения. Эмитентам ценных бумаг придется бороться за вкладчиков, поскольку ВЭБ рано или поздно потеряет свою монополию.
В качестве одного из первых сигналов рынку можно расценить выпуск облигаций федерального займа, привязанных к уровню инфляции. При этом регулярно индексируется на уровень ИПЦ в этом случае не купон бумаги, а само тело долга. В любой стране мира основная целевая аудитория новых для России ОФЗ — пенсионные фонды. Спрос во время первого размещения превысил все возможные ожидания. При запланированном итоговом объеме в 150 млрд заявок от инвесторов поступило на 200 млрд. В итоге через первое размещение ушло бумаг на 75 млрд, реальная доходность составит 3,84% годовых. Среди покупателей организаторы отметили 26% иностранных клиентов.
Аналитики не исключают, что пробный пакет Минфин, воодушевившись успехами, может и расширить. Ресурсы для этого есть в виде ОФЗ с плавающей доходностью на 1 трлн, отмечают в Sberbrank CIB. Их в объеме 2 трлн рублей выпускали еще в конце прошлого года, половину отправили на помощь банкам и стратегически важным компаниям.
По данным рейтинга "Эксперт РА", в тройку крупнейших НПФ по объемам накоплений в конце 2014 года входили "Лукойл-гарант" (149,3 млрд рублей), "Благосостояние" (115,1 млрд), "НПФ Сбербанка" (74,2 млрд). Тройка самых массовых НПФ выглядит несколько иначе: на первом месте с 1,2 млн человек "Благосостояние", на втором с 508,07 тыс. — "НПФ Электроэнергетики", на третьем с 443,2 тыс. — "Телеком-Союз".