Депутаты Петербурга пытаются организовать референдум о передаче церкви Исаакиевского собора и Спаса-на-Крови. В Горизбиркоме намекают, что ничего у парламентариев не выйдет, а епархия тем временем разъяснила, что туристов из храма никто выгонять не собирается.
Группа депутатов Законодательного собрания решила провести референдум по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ. Авторы этой идеи провели заседание инициативной группы по организации всепетербургского голосования.
В небольшой приемной беспартийного депутата Максима Резника собрались его коллеги по парламенту Ирина Комолова, Владислав Бакулин, Сергей Трохманенко, Вячеслав Нотяг и члены Российского союза деятелей культуры. За столом и вокруг собрались 22 человека, а над ними со всех сторон нависали журналисты.
Само обсуждение вопроса оказалось довольно коротким. Инициативная группа обсудила, какие именно формулировки надо выносить на референдум. Выбирали между двумя вариантами: "Согласны ли вы передать здание музея Исаакиевского собора в безвозмездное пользование епархии?" и "Согласны ли вы передать Исаакиевский собор в ведение каких-либо религиозных объединений?"
В итоге решено было выбрать второй вариант с общей формулировкой и добавить более точный вопрос, где все будет уточнено вплоть до юридического адреса собора.
После столь быстрого и единодушного обсуждения вопроса Максим Резник и его помощники стали собирать паспорта для того, чтобы подать заявление о желании провести референдум в Горизбирком. "А нас после этого предадут анафеме?" — вдруг спросил кто-то из толпы. "Тебя да. Кажется, в вопросе слышится желание", — ответила шуткой Ирина Комолова. "А паспорт вернут? Мне еще один кредит не нужен!" — деятели культуры стали соревноваться между собой в юморе. Атмосфера в приемной стала легкой и свободной, а всем, кто проходил мимо и интересовался, что тут происходит, говорили, что началась революция против РПЦ.
Правда, когда дело дойдет до подачи документов в избирком, инициативной группе будет уже не до шуток. В начале августа Вячеслав Нотяг и член Союза деятелей культуры Юрий Подражинский подадут документы в Горизбирком. После этого 15 дней в избиркоме будут проверять вопросы референдума на соответствие местному законодательству. Далее, согласно закону, если Горизбирком даст добро, вопрос о референдуме будет вынесен на рассмотрение парламента. Если и депутаты одобрят эту идею, то инициативная группа должна будет в течение 30 дней собрать 2% подписей от общего количества петербуржцев с избирательным правом, то есть заручиться поддержкой 74 тыс. человек.
Даже при беглом прочтении необходимых для референдума процедур становится понятно, что выполнить их практически нереально. Даже при прохождении первых двух уровней, чего пока еще не бывало, собрать 74 тыс. подписей за 30 дней — задача сложная даже для такого острого вопроса, как судьба Исаакиевского собора. Такого же мнения придерживаются и источники dp.ru в Горизбиркоме. "Они вряд ли даже первый круг этого ада пройдут", — заявил собеседник.
Инициаторы референдума прекрасно понимают все грядущие трудности и преграды. Со стороны кажется, что они сами не очень верят в успех предприятия, но пытаются таким образом привлечь внимание горожан, чтобы соборы все-таки остались в собственности Петербурга. "Мы считаем, что решение о передаче собора должны принимать жители города, — заявил Максим Резник. — Мы понимаем, что у нас будет довольно сложный, трудный путь, но я хочу напомнить, что не мы эту тему подняли, но теперь ее надо обсуждать. Конечно, нам будут мешать любым способом, и даже не потому что это вопрос щепетильный, а просто в принципе проведение референдума людям эта власть разрешить не может". Он напомнил и о неудачном опыте попытки проведения референдума по поводу строительства "Охта-центра". "Однако мы все равно добились тогда своей цели", — добавил политик.
Коллеги по Законодательному собранию не разделяют порыва группы депутатов спасать собор. Лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев уверен, что шумиха вокруг этой истории на руку лишь тем, кто хочет забрать Исаакиевский собор у города. "Зачем мы выносим эту мелкую историю на уровень городской проблемы? Мы же только привлекаем внимание к этому. Сейчас будут задействованы дополнительные силы. Набегут бабушки, которые будут кричать, что вот, жиды против нас, русских, православных, все храмы хотят снести. И тогда Петербург точно Исаакиевского собора лишится", — прокомментировал идею референдума коммунист. Кроме того, он тоже не верит в то, что кто-то даст этой инициативной группе провести всеобщее голосование.
Накануне епархия все-таки изложила развернутую позицию по поводу собора. Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова на портале "Православный мир" сообщила, например, о том, что "церковь не просила о передаче Исаакиевского собора в собственность". "Было направлено обращение о передаче в безвозмездное пользование Русской православной церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства. Собор-памятник останется в государственной собственности", — пояснила она.
Наталья Родоманова, говоря о судьбе собора и его туристической доступности, напоминает, что службы сейчас идут только в левом приделе храма по графику, а в главном приделе — только по большим праздникам. Если же Исаакий перейдет в ведение РПЦ, то наладится полноценная приходская жизнь, а вход в него будет свободный, как во все храмы. Туристов никто выгонять не собирается: "Посмотрите, в Казанском соборе сейчас совершаются регулярные богослужения, доступ для всех желающих открыт все время. И во время богослужения можно беспрепятственно пройти по всему храму. Есть и европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг", — указывает представитель епархии.
Что касается расходов на реставрацию, то Наталья Родоманова замечает: "В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне". "Церковь просит вернуть ей не театр или оперный зал, а храм Божий. Это великолепное здание строилось и предназначалось прежде всего для молитвы.... на фризе под барельефом Поклонения волхвов позолоченными большими буквами выбита надпись на церковнославянском: "Храм мой храмом молитвы наречется", — заключает она.