Франция тайно перевела России более 1,1 млрд евро неустойки за отказ поставлять "Мистрали". В Кремле опасались ареста денег в связи с иском бывших акционеров ЮКОСа, которым Россия по решению Гааги должна заплатить $50 млрд.
Париж в обстановке строжайшей секретности перевел на расчетные счета в Москве свыше 1,1 млрд евро. В эту сумму вошли все риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой кораблей российского оборудования, сообщает в четверг, 6 августа, газета "Коммерсант".
Секретность, как сообщили источники издания в сфере военно-технического сотрудничества, была связана с опасениями ареста денег в рамках дела ЮКОСа ( в июле 2014 года Гаагский суд обязал российское правительство заплатить акционерам нефтяной компании $50 млрд). В сентябре специалисты завершат демонтаж российского оборудования, после чего Франция станет полноправным владельцем кораблей. Это произойдет не ранее сентября, так как для демонтажа оборудования на верфи STX в Сен-Назер отправится группа российских специалистов, отмечает издание. Только после демонтажа французские корабелы получат сертификаты конечного пользователя, выданные на кормовые части (их производил Балтзавод) — эти документы находятся сейчас в департаменте по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Париж получит право продать корабли. Американские конгрессмены предлагали купить их генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. Среди потенциальных покупателей кораблей французские СМИ также называли Китай и Индию.
Кремль и Елисейский дворец 5 августа подтвердили договоренность о расторжении контракта. Президент РФ Владимир Путин и лидер Франции Франсуа Олланд по телефону приняли совместное решение о прекращении действия контракта от 17 июня 2011 года. В Кремле отметили, что "в ходе экспертных переговоров" удалось договориться о возврате России денег, выплаченных по контракту, и оборудования. "Франция уже перечислила средства и после возврата оборудования сможет распоряжаться обоими кораблями", — сообщил источник издания.
Франсуа Олланд заявил о невозможности поставить РФ первый вертолетоносец в сентябре 2014 года, объяснив отказ действиями России на Украине. Владимир Путин в ответ потребовал вернуть аванс, выданный Парижу на строительство кораблей. В противном случае Росия могла обратиться в Европейский арбитражный суд. Франция предпочла разорвать контракт с формулировкой "на основании договоренностей правительств двух стран". На протяжении всех переговоров корпорация DCNS, создававшая корабли, содержала готовый "Мистраль" за свой счет, тратя на это до 5 млн евро в месяц.
Россия и Франция подписали контракт на поставку двух вертолетоносцев типа "Мистраль" в 2011 году. Сумма контракта составила 1,16 млрд евро. Российский флот должен был получить первый "Мистраль" осенью 2014 года, а второй — в 2015 году, но Париж отказался отдавать корабли из-за конфликта на Украине.
В мае Франция заявляла о готовности возместить России "расходы и убытки" на 786,4 млн евро, тогда как Россия хотела получить не только аванс 892,9 млн евро, но и деньги, потраченные на обучение 400 членов экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К, — всего 1,16 млрд евро.