В кризис все больше банков начинают выводить капитал из страны, поэтому грядет новая, более масштабная волна отзывов лицензий у банков, которая затронет еще больше крупных игроков. Точно смогут избежать отзывов только "привилегированные" банки, которые получают господдержку. Через 3 года из нынешних 700 российских банков останется только 500, а то и меньше.
"Чистка" банковской системы началась еще летом 2013 года, когда Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина. До ее прихода в России было около 958 банков, а по данным ЦБ на 1 августа, их осталось уже 783.
Так, третий год регулятор медленно, но верно отзывает по две-три лицензии у небольших банков в неделю, но если в предыдущие годы этот процесс не привлекал внимания, то в 2015 году он начал затрагивать крупных игроков.
Отзыв по-крупному
В апреле Эльвира Набиуллина говорила, что ЦБ уже "проделал значительную часть работы" по выводу с рынка "финансово неустойчивых" банков. Однако затем летом регулятор и не подумал сбавлять скорость. По словам аналитиков и банкиров, до конца года этот процесс еще больше ускорится из-за кризиса.
Количество банков, у которых ЦБ отозвал лицензии
Источник:
Идея изначально состояла в том, чтобы избавиться от небольших банков: в России 200 крупнейших кредитных организаций консолидируют 96,5% всех активов, а на остальных приходится всего 3,5% активов отрасли.
При этом они не в таком количестве, но все равно закрывались бы и без усилий ЦБ, поскольку обслуживают маленький и средний бизнес (его доля за счет роста госсектора начиная с 2008-го неуклонно снижается). Это так называемый "естественный фактор", к которому прибавляется как раз "рукотворный", а именно желание ЦБ сократить отток капитала из страны. И действительно, самыми популярными основаниями для отзыва лицензий стала высокорискованная кредитная политика, нарушение закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов" и проведение сомнительных операций.
Однако с начала года под руку ЦБ начали попадаться крупные игроки, входящие в сотню по активам по стране. Среди них оказались московские "Российский кредит" Анатолия Мотылева с активами 145,4 млрд рублей и 46-м местом, потянувший за собой в пропасть семь пенсионных фондов, а также Пробизнесбанк, занимавший 51-е место по активам (133,6 млрд рублей).
Банков, которые занимаются выводом капитала из страны и нарушают "антиотмывочное" законодательство, в кризис становится все больше, этим начинают грешить и крупные банки, значит, можно делать прогнозы о сильном сокращении их количества, уверены эксперты.
“
Часто банки, кредитовавшие предприятия и оказавшиеся в трудном положении, начинают компенсировать свои убытки за счет не вполне легальных операций по выводу капитала. Для ЦБ это не новость. Однако, и владельцы такого банка и ЦБ понимают, что банк в таком режиме долго не протянет. В итоге, лучше отозвать лицензию чуть раньше, чем ждать, пока банк проест остатки капитала, а активы будут выведены владельцами через безвозвратные кредиты. Конечно же кризис приводит к росту таких банков, а значит и к росту отзыва лицензий. Причем в группу риска попадают все более и более крупные банки.
Василий Сапожников
аналитик Rye, Man & Gor Securities
При этом, судя по всему, Центробанк не останавливает даже необходимость выплаты огромных компенсаций вкладчикам из фонда АСВ, средства которого далеко не бесконечны. Последний рекорд поставил "Российский кредит": АСВ оценило выплаты вкладчикам этого банка в 40,7 млрд рублей. Также 37,6 млрд рублей понадобилось выплатить вкладчикам банка "Транспортный". На 1 июля объем фонда АСВ составил всего 30,9 млрд рублей, сократившись за 4 месяца больше чем вдвое.
Недавно АСВ признало, что фонду нужна будет помощь, и уже заранее одобрило кредит у ЦБ в размере до 110 млрд рублей на срок до 5 лет, но пока уверяет, что сейчас острой необходимости его брать нет. Скорее всего, эти деньги еще очень пригодятся фонду до конца года в связи с новыми отзывами.
300 спартанцев
Глава банка "
ВТБ
"
Андрей Костин ранее высказался, что через 5 лет в России может остаться всего 300 банков. Некоторые эксперты озвучивают еще более радикальную цифру - 200. В БКС прогнозируют, что уже через 3 года в России останется 500 банков из нынешних 700.
Но количество банков в принципе не так важно, отмечают аналитики. "Многие банки, потерявшие лицензию, никакой функции кроме вывода капитала не выполняли", - констатирует Василий Сапожников.
“
В случае острой кризисной ситуации "слабые звенья" могут пошатнуть весь банковский рынок и резко подорвать доверие к банкам у населения. Лишение лицензий отдельных игроков в "мирное" время хоть и вызывает в отдельных случаях кратковременное сокращение вкладов, но все же не приводит к массовым изъятиям депозитов. По нашим оценкам, в ближайшие три года количество банков в России может сократиться до 500, и это количество, на наш взгляд, является оптимальным.
Вадим Исаков
территориальный директор банка "БКС Премьер"
В связи с грядущей новой, более масштабной волной отзывов бояться нужно прежде всего банкам, которые не получают поддержки государства, считают аналитики. С теми, кто получил господдержку, так радикально обходиться вряд ли будут: такие кредитные организации будут санировать и присоединять к более крупным игрокам.
При этом критерий величины банка вообще теряет свою значимость.
“
Вообще сложно говорить о критерии величины, поскольку уже достаточно крупные банки "попали под раздачу" (по крайней мере речь о банках первой сотни). Так или иначе привлечь за какие-либо нарушения можно если не любой банк, то точно не 1 и не 2. Скорее проглядывается позиция, согласно которой есть "привилегированные" крупные банки, которым будет обеспечена поддержка, от остальных требуют жесткого соблюдения норм, наиболее явных нарушителей публично "карают".
Илья Балакирев
главный аналитик UFS IC
Надо отметить, что петербургские банки "чистка" пока обходит стороной: за прошедшие полгода лицензии были отозваны только у трех банков, зарегистрированных в Петербурге, среди которых Инвест-Экобанк, Строительно-коммерческий банк и Ганзакомбанк.
Интересно, что некоторые банки решились оспаривать приказ ЦБ об отзыве лицензии в суде. Уже подал иск, 2 июля принятый к производству, Инвест-Экобанк Богатыра Капарова, известного по своей работе с фабриками "Красный треугольник" и "Красное знамя", а владельцу Ганзакомбанка Игорю Пичкалеву даже удалось приостановить разбирательство по ликвидации его банка. Однако Ганзакомбанк - скорее исключение, так как в большинстве случаев оспаривание приказов ЦБ обычно не дает никаких результатов.