Выборы в поселке Солнечное перенесены, окружная комиссия, занимавшаяся их организацией, распущена Горизбиркомом. Микроскопические в масштабе города выборы представляют интерес как индикатор взаимоотношений между Смольным и "Единой Россией" в преддверии большой кампании 2016 года.
Накануне Горизбирком решил разрубить запутанную ситуацию с выборами в МО поселок Солнечное, отменив все решения муниципального избиркома о создании окружной избирательной комиссии (ОИК). Это означает, что ОИК фактически распущена и теперь именно Горизбирком, а не ИКМО взял на себя формирование новой ОИК, а пока она не создана, будет принимать еще и документы от кандидатов.
Про историю с выборами в Солнечном dp.ru уже писал. Вкратце суть в том, что они были назначены в тайной обстановке, так что даже Горизбирком узнал об этом уже постфактум, а сама организация была необычной: ИКМО решила переложить ее на специально созданную ОИК из трех человек, которая внезапно перенесла местонахождение в частную загородную гостиницу. Куда вход кандидатам оказался заказан: на входе их встречала "очередь" из спортивного сложения ребят, так что сдать документы на регистрацию никто не мог, хотя при этом другие зарегистрированные кандидаты все-таки появились. Под давлением Горизбиркома срок подачи документов был продлен, и кандидаты даже смогли их не сразу, но сдать, но получили отказы по разным формальным основаниям.
Дальше было еще занятнее: после того как прокуратура обратилась в суд с иском об отмене выборов, а Горизбирком ее поддержал, все 22 зарегистрированных кандидата внезапно сняли свои кандидатуры, а ОИК, ныне распущенная, постановила перенести выборы на 15 ноября, перезапустив процесс заново.
Так вот, в приеме "искуственная очередь" многие наблюдатели и участники выборов узнали почерк спикера ЗС и лидера петербургских единороссов Вячеслава Макарова. Именно так отсекались "ненужные" кандидаты на муниципальных выборах — 2014. Подозрения усиливались тем, что в окрестностях гостиницы-избиркома некоторые кандидаты замечали помощников Макарова, а на работу в ИКМО была переброшена Люсьена Дубовская, ранее работавшая в избиркомах в Петроградском районе, считающимся вотчиной спикера. Все три члена ОИК тоже оказались выходцами из Петроградского района, уверяют участники процесса. Причем единороссы кандидатов от партии в Солнечном не выдвинули — якобы поздно узнали. Пошла команда самовыдвиженцев с эскортом из команд КПРФ и ЛДПР.
Кстати, единственным человеком в Горизбиркоме, кто не захотел поддержать переформатирование ОИК, которая будет состоять уже из восьми, а не трех человек, была Наргис Ахадова, начальник управления внешних связей аппарата ЗС, выдвинутая в комиссию от "Единой России" (представляя которую Вячеслав Макаров говорил, что она будет работать честно, прозрачно, в интересах всех партий, и вообще позиция "Единой России" в том, чтобы выборы были честными). Она уже как-то засветилась в одном небольшом скандале с участием Вячеслава Макарова — должна была в составе парламентской делегации лететь на Кипр при ценах на билеты несколько выше официальных. Сначала Наргис Ахадова предложила перенести решение, но, не встретив понимания у коллег, воздержалась.
Допустим, что все эти совпадения случайны, но если следовать этой гипотезе, то получается, что спикер по каким-то своим причинам решил как следует проконтролировать выборы в Солнечном привычными методами. И встретил решительный отпор со стороны Горизбиркома, за спиной которого можно разглядеть Смольный. На предстоящих через год выборах в Госдуму и — главным образом — ЗС Петербурга основной интригой является вопрос верховенства между исполнительной властью города и законодательной, и в Солнечном мы, судя по всему, наблюдаем попытку внятного объяснения новых правил поведения. Воспримут эти правила или нет — другой вопрос.
Несколько месяцев назад в Петербурге уже имели место определенные трения: председатель Горизбиркома Алексей Пучнин написал открытое письмо в адрес омбудсмена Александра Шишлова, раскритиковавшего выборы-2014, потребовав от него сложить полномочия (и некоторые депутаты, например, уверены, что с губернатором все было согласовано). Однако Вячеслав Макаров вступился за Александра Шишлова, заявив, что тот прекрасно работает и еще долго будет работать.
Конфликт подморозился, но ближе к выборам клинч, вероятно, будет становиться отчетливее. В Солнечном тоже все еще не закончилось, и вполне реальны, например, внезапные суды и отмены избиркомовских решений или еще какие-нибудь трюки. Кстати, вот как раз в пятницу стало известно о том, что и члены ИКМО почти в полном составе, кроме одного человека, тоже сложили полномочия, и теперь Горизбирком экстренно будет формировать еще и эту комиссию. Конечный исход этой педагогической истории станет показательным, и, если в отдаленной перспективе в Петербурге случатся громкие кадровые решения, вполне можно будет сказать: "Началось все с выборов в Солнечном...".