Гендиректор медицинского холдинга "Праймед" Сергей Лобанов о том, как падение рубля скажется на стоматологических клиниках.
Огромное количество частных стоматологических клиник, а по различным оценкам, в Северной столице оно варьируется от 1500 до 1700, наводит на мысли о хорошей рентабельности и коммерческой привлекательности этого бизнеса. Не спорю, до последних событий так и было, особенно если бизнесом занимается профессионал, который совмещает практику врача–стоматолога с управлением собственным бизнесом. Однако реалии последнего времени внесли существенные коррективы и убавили оптимизма.
Сначала мы столкнулись с резким повышением себестоимости лечения, вызванным скачком курсов валют в конце 2014 года. В сфере стоматологии в настоящий момент, к сожалению, нет российских аналогов для подорожавшего импорта, доля качественных отечественных материалов и технологий низка. Пережить пик удорожания расходных материалов помогли сами пациенты. Петербуржцы ринулись сбрасывать свои рублевые накопления и тратили деньги не только на покупку недвижимости или предметов первой необходимости, но и на восстановление здоровья. Многие клиники не преминули этим воспользоваться и запустили акции по заморозке старых цен, что помогло резко увеличить поступление финансов. Впрочем, деньги имеют свойство заканчиваться, особенно в кризис.
Безусловно, возвращение курсов основных валют в более или менее приличные рамки этой весной позволило снизить себестоимость лечения. Но примерно в это же время стала очевидной тенденция уменьшения среднего чека. Пациенты теперь стремятся отложить реализацию крупных планов по лечению и протезированию. Не скажу, что уменьшилось количество обращений, но однозначно снизилась доля высокорентабельных дорогостоящих услуг. Все это заставляет стоматологические клиники включаться в борьбу за выживание. Но соревнование, кто предложит пациентам самые выгодные условия, негативно сказывается не только на качестве лечения. Любой демпинг делается как за счет маржи клиники, так и за счет экономии на материалах, сервисе. Переход на более дешевые технологии, как вы понимаете, не идет на пользу качеству и долговечности лечения.
Последнее время мы снова с тревогой наблюдаем за снижением котировок нефти и ростом курсов евро и доллара. На этот раз даже неполное повторение ситуации конца прошлого года будет катастрофичным для нашего бизнеса: потребителям уже нечего тратить. Ситуацию усугубляют проблемы в банковской сфере, в первую очередь это касается кредитования малого бизнеса, к которому относится большинство стоматологических клиник. Мой прогноз, учитывая события последних дней, не будет оптимистичным. Те клиники, которые не успели наработать постоянную и лояльную аудиторию, которые не могут оптимизировать издержки, будут вынуждены уйти с рынка. В первую очередь это касается несетевых стоматологий, которые работают на арендованных площадях и не имеют возможности перераспределять потоки пациентов, рекламные и маркетинговые расходы. По моим оценкам, под угрозой 10–15% действующих организаций.