Варсонофий, митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский и управляющий делами Московской патриархии, о церковном бизнесе, "мерседесах" иерархов, моде на обвинения в сатанизме и о том, что в городе должно быть в 3 раза больше храмов.
Как бы вы сформулировали свою — как митрополита — задачу–максимум? Например, сколько новых храмов должно появиться через 5 лет в Петербурге?
— Задача архиерея — быть пастырем для народа Божия в том месте, куда его Господь поставил.
Сейчас в Петербурге имеется более 200 храмов, значительная часть которых расположена в историческом центре, что, конечно, недостаточно для такого многонаселенного города. Тем более если учитывать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поставившего перед архиереями задачу, чтобы один храм был хотя бы на 10 тыс. человек. По этому показателю Северная столица находится в аутсайдерах.
Если в нашем городе проживает около 5 млн человек, то, соответственно, храмов должно быть в три раза больше. Верующих людей, конечно, большинство, но, к сожалению, у многих имеются определенные стереотипы, соблазны, искушения, которые мешают в полной мере развиться этому чувству. Ведь не секрет, что верующие люди имеют более серьезную мотивацию для того, чтобы стремиться быть добропорядочными гражданами Отечества. Они понимают: что здесь посеешь, то там, в будущей жизни, и пожнешь. Если общество будет верующим, то и жизнь наша будет меняться к лучшему, уменьшатся зло и пороки.
А где более благополучная ситуация: в Мордовии, откуда вы перебрались в Петербург, или здесь?
— По количеству храмов, конечно, в Мордовии. Там люди религиозные не только по внутреннему состоянию, но и на практике. Почти все причащаются. На 800 тыс. человек населения 400 храмов.
В Петербурге храмы надо возвращать церкви. Это будет не только исторически справедливо, но и добродетельно, поскольку согласно православному вероучению и канонам не может храмовое здание занимать светское учреждение.
Но бывает, что некоторые люди выступают против строительства или возвращения храма. Как же так? Храм — ведь это жилище Бога.
Критики православия часто говорят о "мерседесах" иерархов. Как вы относитесь к рассуждениям о богатстве церкви?
— К сожалению, определенная часть нашего общества, в том числе в медийной сфере, формируя образ церкви, уделяет внимание определенным моментам, которым априори ставят отрицательный знак. А социальную, культурно–просветительскую деятельность церкви старается попросту не замечать.
Судить о богатстве церкви по тем или иным автомобилям ее представителей, я считаю, большое заблуждение. Все зависит от экономического положения того места, где служит священнослужитель. В таких больших городах, как Москва или Петербург, общий уровень жизни людей на порядок выше, чем, например, в Саранске или в Ульяновске. Есть обеспеченные люди, которые стараются поддержать не только храмы в должном порядке, но и священнослужителей. Хотя в этом вопросе они иногда перегибают палку. Дело, конечно, не в машинах и богатстве. Тех, кто об этом говорит и пишет, больше волнуют не те или иные частности, а Божия правда, которую возвещают священники и которая находит отклик в сердцах многих людей. Не принимая эту правду, такие "борцы" придумывают различные способы борьбы. Они подвергают Божию правду сомнению, дискредитируя ее глашатаев.
Конечно, есть отдельные священники, жизнь которых несколько расходится с тем, чего от них ожидают люди, но ведь не должен человек воспринимать это естественное несовершенство отдельных личностей как несовершенство церкви и проповедуемого ею учения. Это нужно понять и не соблазняться.
На фото: Инаугурация избранного губернатора Санкт-Петербурга.
Официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил недавно: "Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет..." Представители церкви поддерживают эту позицию? Ведь фактически это означает радость по поводу того, что твоих сограждан будут убивать?
— Отец Всеволод — яркий проповедник, и, я думаю, важно не столько разбирать отдельные фразы, сколько в комплексе видеть нить его размышлений и взаимосвязи символов. В противном случае все рассыпается на странные формулировки. Ваш вопрос и цитата — яркое тому подтверждение. И в таком варианте она не самая удачная в отношении реальных проблем. А проблема–то ведь существует.
К чему может привести пресыщение? К деградации социального порядка, к развращению нравов и выхолащиванию божественных ценностей. Библейская история назидает: как только общество становилось пресыщенным, застоявшимся, как только материальное возвышается над духовным, наступают беды и войны — как последствие. Через страдания и боль, через слезы и терзания человек оживает. Конечно, это не может не огорчать ни меня, ни вас, ни любого другого, ведь люди не созданы для греха. Господь создал нас для счастья, но своими грехами мы отодвигаем его от себя. И нередко завоевываем право быть счастливыми в невечернем дне Царствия Божия, к сожалению, в дни потрясений — личных или общих.
Верующие иногда говорят: "Господь забыл меня, Он не дает мне испытаний". Нет испытаний — ты оставлен Богом. Есть испытания — ты жив. Живо твое сердце. Значит, ты открыт для мира и его познания. Вот такая христианская мудрость.
Известно, что на Западе наибольшего успеха достигают бизнесмены, опирающиеся на протестантскую этику. Православная этика может в этом плане конкурировать с западной?
— До революции в России сложилась — если можно так выразиться — своя этика. Корневым слоем ее были купцы. Набожные, истовые, колоритные герои своего времени. У них все было подчинено определенному укладу, для многих из них — сформированному вокруг Бога и церкви. Сколько храмов ими построено, о милосердии их до сих пор ходят легенды. Они строили богадельни, были странноприимны…
Не вижу смысла конкурировать с разными традициями. Но нам, безусловно, важно поддерживать национальные устои. И в среде православных предпринимателей современной России необходимо распространять примеры наших дореволюционных сограждан. Личные примеры, знакомство с людьми, личностями прошлого помогают нам корректировать свою жизнь, выстраивать ее в правильном ключе, не заблудиться в многообразии знаний.
В России народ искал и ищет прежде всего Царства Небесного. И у наших купцов крепкий дом, стабильная зажиточность были производными от устремлений к Богу и соблюдения заповедей Его. И все им Господь прилагал. Сегодня во главу общественной жизни, предпринимательских инициатив нам следует также ставить Бога. Тогда остальное приложится по мере необходимости.
В России церковь формально отделена от государства, фактически разницы все меньше и меньше… Всегда ли это приносит пользу?
— Если вы говорите о том, что ряд политиков регулярно посещают богослужения и участвуют в церковных таинствах, то что в этом плохого? Господь ждет каждого из нас вне зависимости от занимаемых должностей. Или, если человек поставлен на чиновничью должность, он должен отрекаться от Христа ради того, чтобы люди не говорили о сращивании церкви и государства?
С государственными органами у нас идет конструктивное взаимодействие по очень многим сферам общественной жизни.
Церковь — это народ, как когда–то сказал Святейший Патриарх Кирилл. Невозможно окормлять народ только в храмах, а как только богослужение завершилось, перестать заботиться о ближних. Мы активно развиваем социальную, просветительскую, образовательную, молодежную сферы деятельности, потому что повсюду наша паства. И, конечно, мы не можем работать автономно от государства и законов, им издаваемых.
При этом мы считаем себя вправе выносить суждения в отношении каких–либо государственных инициатив, если они касаются нравственных вопросов, традиционных ценностей и в конечном счете влияют на исход человеческой истории. Вот почему предстоятель Русской православной церкви, выступая в Госдуме, призвал вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Аборт — это убийство человека. Так почему же христиане должны оплачивать это беззаконие? И тут мы активно критикуем позицию тех, кто поддерживает истребление детей в утробе матери.
Государство поддерживает РПЦ. И не секрет, что некоторые застройщики и девелоперы включают в свои проекты небольшие церкви и часовни, чтобы проект было легче согласовать в инстанциях. Это не вредит церкви?
— Мне кажется, вы смешиваете совершенно разные понятия. Строительство в новых кварталах храмов и поддержка некоторых инициатив церкви государством — вещи не взаимосвязанные. Более того, выделение участка земли под храм — дело довольно дорогостоящее, ведь с этого участка застройщик не сможет вернуть средства, как, например, со строительства магазина или автомойки. Нет взаимосвязи и с согласованием в инстанциях. По опыту знаю, что получить земельный участок под строительство храма очень непросто.
Застройщики и девелоперы закладывают храмы возле новых жилых комплексов, если сами верят в Бога и ходят в церковь. Они пытаются таким образом исполнить заповедь Христа о необходимости просвещения светом Евангелия всех окружающих нас людей. Господь дал им возможность ставить дома и районы. Вот они в рамках своей деятельности стараются помочь современным людям найти берег надежды и спасения. Какая же в этом конъюнктура?
Разве что духовная, способствующая преображению нашего общества, его духовному возрастанию. К выгоде и наживе все это не имеет никакого отношения, поэтому не может вредить церкви.
Как вы относитесь к церковному и околоцерковному бизнесу? Не стоит ли некоторых современных торговцев изгнать из храма?
— За околоцерковный бизнес отвечать не буду, поскольку по этому вопросу нужны некоторые пояснения, а о церковном расскажу.
К сожалению, в современном мире существует тенденция все переводить в материальный эквивалент, и часто в неадекватной форме и степени. Например, как объективно оценить с материальной точки зрения выдающиеся произведения искусства, памятники исторического и культурного наследия? Очевидно, что сделать это невозможно. В определенной степени можно назвать стоимость шедевра, исходя из стоимости материала, времени исполнения, известности автора и т. д. Но назвать объективную денежную стоимость таких шедевров, как "Троица" преподобного Андрея Рублева или Исаакиевского собора, с точки зрения их духовного и культурного значения невозможно.
Так же невозможно назвать стоимость пастырского душепопечения, священнодействий, религиозных предметов, крестиков, икон, свечей, символизирующих божественное присутствие в человеческой жизни. С материальной точки зрения все это можно лишь субъективно оценить, исходя из стоимости тех же материалов, работы, затраченного времени и т. д. Жертва на храм имеет вид товарно–денежных отношений, но суть от этого не меняется. Называть это бизнесом можно с большой долей условности. Поэтому нужно четко понимать различие между реализацией церковных предметов, фиксированное или нефиксированное пожертвование, и реальным бизнесом церковным, когда структурами выпускается та или иная продукция (продукты сельского хозяйства, сувениры) или оказываются те или иные услуги (экскурсии, музыкальные концерты) на рыночной основе. Вырученные средства идут на развитие социальной, просветительской и иной деятельности церкви, а также на оплату бытовых потребностей (ремонт, коммунальные платежи, заработная плата). Что же может быть отрицательного в так называемом церковном бизнесе?
Чья деловая активность, креативность или безответственность в наибольшей степени вредят Русской православной церкви?
— Как и 2 тыс. лет назад, делу Божиему, которое осуществляет церковь Христова, вредит сознательная злая воля человека, направленная против промысла Божия о спасении людей. Две тысячи лет назад были люди, отвергавшие христианскую религию, в лице римских властей, язычников, распространявших ложные слухи о христианах, якобы убивавших младенцев для последующего причащения, о других грехах.
Сейчас есть группы с таким же воинственным секулярным характером, которые всеми силами стараются препятствовать укреплению веры в сердцах людей. У каждой из таких групп свои цели. Одни делают так из–за поверхностного представления о роли религии в жизни общества, другие — из меркантильных соображений выгоды.
В этой связи задача всякого порядочного человека в условиях, когда на него обрушиваются негативные информационные потоки, состоит в том, чтобы не дать этим силам оказать пагубное влияние на свое сознание, ум, сердце. Важно сохранять способность самостоятельно делать выбор. Не отдавать свою свободу в руки тех, кто хочет ею воспользоваться. Потому что свобода — это дар Божий, который отличает человека от всех других существ.
Недавно епископ Выборгский и Приозерский Игнатий вместе с экс–пилотом "Формулы–1" Виталием Петровым принял участие в епархиальных молодежных соревнованиях по картингу. Все ли средства хороши в деле привлечения людей в церковь?
— Апостол Павел в своем послании к коринфянам говорит о том, что он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. И делал это он для того, чтобы стать соучастником благовестия о Воскресении Христовом и спасении людей от вечной смерти.
Мы живем в такое время, когда наша паства не только сидит в офисах у компьютеров или обрабатывает землю в поле. Чем только люди сегодня не занимаются, каких только увлечений у них нет! Так неужели же мы, пастыри, должны только на амвоне стоять и ждать, пока кто–то забежит в храм свечку поставить? Нет, нам следует выходить за пределы храмов. Идти туда, где люди живут. И если молодежи сегодня интересны машины и гонки, так почему же не побывать вместе с ними на соревнованиях? Не вижу ничего плохого в том, что епархия и сама соревнования устраивает. Мы же не считаем, что машина — зловредный инструмент.
Главное — чем бы мы ни занимались в своей профессии и в своем отдыхе, важно Бога не забыть.
Некоторые публичные персоны, которые громко говорят о своем православии, сейчас позволяют себе высказывания типа: "В нее вселился сатана", "Он выступает как орудие дьявола"… Как вы советуете к этому относиться?
— Темные силы — это объективная реальность нашей жизни, но по каждому поводу приводить указанные метафоры, конечно, не следует. Данная риторика демонстрирует не только известную черту характера человека, так произносящего, но выдает в нем неофита, того, кто еще находится в процессе воцерковления. Поэтому отношение к таким людям должно быть христианским — любовь и терпение. Даст Бог — человек возрастет до более правильного понимания своей веры.