В последний понедельник лета прошла девятая по счету "Биржа стартапов". Инвесторы увидели робота-дворецкого, 3D-принтер для домохозяйки и квест в спортивной реальности. А также кнут и пряник в телефоне, Booking для рыболовов и фотосистему для парков развлечений.
Инвестиционная сессия от газеты "Деловой Петербург" началась традиционно в 10 утра, собрав шесть проектов, жаждущих встречи с инвестором, и 20 бизнес-ангелов, жаждущих взять под крыло интересный проект. Среди экспертов "Биржи" были не только представители венчурных фондов и партнеры инвестиционных компаний, но и петербургские миллиардеры: совладелец Fort Group Максим Левченко, владелец Grondard и основатель SELA Аркадий Пекаревский, президент "Евразия Холдинг" Алексей Фурсов и др. Полный список членов экспертного совета девятой "Биржи стартапов" вы можете посмотреть в конце этого материала.
Knut&Pryanik в телефоне
Илья Паньшенсков рассказал инвесторам о технологии обучения иностранному языку с помощью мессенджера Павла Дурова, назвав свой стартап "лоукостером в сфере образования". Проект Ильи, получивший название Knut&Pryanik, позволяет изучать иностранный язык с помощью смартфона под присмотром преподавателя. Для роста стартапу нужно 3,4 млн рублей. Между тем у проекта уже много конкурентов: те, кто преподает по Skype (EnglishDom), а также через платформы индивидуального обучения (italki) и с помощью тематических онлайн-сервисов (LinguaLeo). Есть и прямые конкуренты, например "Волшебный разговорник". Выйти на окупаемость, согласно расчетам основателей, проект может в декабре 2016 года. Презентацию проекта можно посмотреть здесь. А тут о том, почему обучение иностранным языкам через мессенджеры вытесняет с рынка языковые курсы.
Проект понравился только одному инвестору — бизнесмену и представителю Фонда развития интернет-инициатив в Петербурге Николаю Страху, который пригласил Илью пройти акселерационную программу под присмотром экспертов ФРИИ и затем выступить перед инвесторами фонда. "Нам как фонду этот проект понравился больше всего. Идея с точки зрения технологий довольно перспективна, рынок узкий, но ниша мессенджеров и их функционала быстро развивается", — объяснил свое решение Николай Страх.
Читайте также:
Новость
Итоги "Биржи стартапов №13"
Остальные отнеслись к идее проекта Knut&Pryanik со скепсисом, в том числе Вячеслав Макович, партнер инвестиционной компании AAATrust и организатор StartUp Cup, который посоветовал уйти от мессенджеров и сосредоточиться на самой технологии текстового обучения иностранным языкам удаленно."Буду держать этот проект в уме, если они смогут доработать процессы", — сказал эксперт, предположив, что в будущем проект можно показать партнерам. Но для этого стартап, указал Вячеслав Макович, должен показать цифры: количество обучившихся, их КПД и результаты, а также процент учеников, которые, попробовав обучение по этой методике, будет возвращаться в школу.
"Рост затрат на фонд оплаты труда кураторам в этом проекте линейно зависит от количества пользователей. А в фонде оплаты труда это не отражено, рост, который там заложен сейчас не существенен. Тут возникает еще одна проблема: управлять 10 кураторами это одно, 100 кураторами это другое. Значит, рост количества клиентов Knut&Pryanik упирается в масштабирование этой системы. Экономика проекта не проработана, как следует. Очень похоже на то, что они рассчитывают так: если к ним пришел клиент, значит он с ним надолго или навсегда. А жизненный цикл клиента может быть очень коротким", - уточняет Алексей Ежиков, директор по развитию Ruward.
Андрей Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО, подчеркнул, что у представителя команды Knut&Pryanik есть все необходимые предпринимательские качества, но нет очевидно уникальных технологий, с которыми можно было бы лидировать на рынке. "Проект Knut&Pryanik имеет серьезное слабое место: отсутствие и кнута и пряника. Этот проект может быть интересным, только для людей с высокой степенью мотивации" — сделал вывод эксперт бизнес-школы "Вверх" Георгий Мельников. В итоге стартап набрал 183 балла — это суммарные оценки всех членов жюри, которые оценивали проект по 10-балльной школе, выставляя оценки за оригинальность идеи (63 балла), инвестиционную привлекательность проекта (44 балла) и предпринимательские качества руководителя (76 баллов).
На фото: Артем Драчков. команда 3DRep
Напечатать себе туфли
3D-принтер для дома представили Артем Драчков и Даниил Зайцев, которые попытались убедить жюри в том, что современным российским семьям просто необходим простой в управлении принтер с технологией сканирования, который позволит распечатать дома почти все что угодно: сломанный каблук для туфельки, игрушку для ребенка или сережки. То есть деталь размером не больше 20 на 20 см. Себестоимость такого принтера, по расчетам представителей проекта 3DRep, может составить 30-45 тыс. рублей. Планируемая цена для розницы — 90-150 тыс. рублей.
Команда проекта опытная: 2 года работает на рынке 3D-оборудования и уже успела заявить о себе. Представительства компании открыты в Колпино, Пушкине и Петербурге. Стартап занял первое место на петербургском этапе конкурса “Молодой предприниматель России — 2014” в номинации “Успешный старт”, но на "Бирже стартапов" набрал только 218 баллов из 600 возможных. Подробную презентацию проекта можно посмотреть здесь. Чтобы запомниться жюри, молодые люди привезли с собой то, что может распечатать их принтер: гитару, объемные дензнаки и даже бюст Эйнштейна в миниатюре. Своей задачей представители проекта видят ввести 3D-принтер в домашний обиход, пристроив агрегат на одной полке с тостером, микроволновкой и другими домашними приборами. У принтера есть "облако", которое позволяет делиться с другими пользователями отсканированными трехмерными моделями.
Рынок, который рассматривает стартап, в 2014 году составил около 800 млн рублей в России (продажи 3D-оборудования) и показывает уверенный рост минимум на 10% в год. Для сравнения: объем мирового рынка составил в том же году $600 млн. Инвестиции, которые ищет проект, составляют 20 млн рублей (разработка внутреннего ПО принтера, облачного ПО, а также доработка корпуса, дизайн и пр.), окупиться, считают в 3DRep, проект может через 3,5 года.
Инвесторы хором посоветовали стартапу отойти от домохозяек как целевой аудитории: мол, и рынок не готов, и домохозяйки не купят оборудование за такую цену, тем более не очень ясна ценность продукта, зачем вообще принтер такой нужен российской семье. Другое дело — малый и средний бизнес, отметил Александр Пекаревский, напомнив, что в этих нишах к 3D-принтерам, наоборот, есть большой интерес и, главное, есть потребности, которые может закрыть 3DRep. Причем дешевле, чем производственные принтеры. "Мы как раз сейчас ищем 3D-принтер, чтобы диверсифицировать продукцию, и я уверен, что мы не одни такие", — резюмировал бизнесмен.
На фото: На фото: Дмитрий Грозный , исполнительный редактор газеты «Деловой Петербург»
Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners, отметил, что фонду этот проект интересен, тем более что есть прототипы оборудования и опыт работы на рынке у комнады. Единственное — надо доработать бизнес-модель. Но эта претензия была обращена ко всем без исключения стартапам, что и понятно: молодые предприниматели и опытные инвесторы говорят на разных языках. Почитать мнение об этом феномене президента холдинговой компании "Созвездие Водолея" Владимира Хильченко можно здесь. Вкратце оно (хоть и высказано об участниках пятой "Биржи стартапов") звучит так:
"Они считают показатели проекта и пишут бизнес-план, но они не умеют считать. Доверять такому бизнес-плану просто невозможно, он не соответствует действительности. Поэтому надо с ними садиться и разбираться, что они имели в виду, на чем это все базируется, кто это считал. Проверять их опыт, знания, умения. У них не поставлена система учета финансов. Они не знают, чем движение денег отличается от финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому те, кто спрашивает, и те, кто отвечает, говорят о разных вещах".
"Этот принтер — кладезь для детей! Вечером поставили принтер на печать, а утром..." — апеллировал к инвесторам представитель 3DRep.
"Второй ребенок", — смеясь, ответили ему инвесторы, так и не поверив в то, что проект выстрелит.
"Разделите вашу систему: пусть клиенты сканируют предметы в одном месте, а печатают в другом. Кроме того, скоро такой принтер не 150 тыс. рублей, а 10 тыс. рублей будет стоить, — заметил Андрей Лушников, — советую удешевить продукцию". "Раз уж для дома, то надо печатать сразу стулья, а не детали размером 20 на 20 см", — высказал свое мнение Константин Селезнев, генеральный директор центра трансфера технологий "Формула телеком".
"Вы переоцениваете домохозяйства. Найдите профессиональные сообщества, которые вы заинтересуете, затем гиков, и остальные придут за вашим принтером сами: вспомните, что было с MacBook, который сначала понравился дизайнерам", — посоветовал Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж.
Жюри не сильно высоко оценили оригинальность идеи (76 балла), инвестиционную привлекательность проекта (74 балла) и предпринимательские качества руководителя (68 баллов), но долго и с удовольствием, будто дети, разглядывали то, что напечатал этот принтер. И даже унесли кое-что с собой, например разноцветные пластмассовые рубли.
По поводу них, кстати, у Марии Евневич, члена совета директоров "Максидом", и главного редактора газеты "Деловой Петербург" Максима Васюкова состоялся такой шутливый разговор:
— Нравятся они мне, жаль, не стоят как следует, ничего из них не построишь.
— Падают, как настоящие. Зато уверенно лежат...
Дело в том, что, слушая очередного сосикателя инвестиций, Мария Евневич пыталась построить у себя на столе "вигвам" из 3D-рублей. Чем бы инвестор ни тешился...
Рыба моей мечты
Единую систему товаров для рыбалки, охоты, туризма и спорта MyHound представили на суд жюри создатели сервиса Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, которые переосмыслили в этом стартапе свой 15-летний опыт работы в оптовой и розничной торговле товарами этих категорий.
Интернет-витрину для узкоспециальных офлайновых магазинов, а также глобальную номенклатурную базу магазинов с постоянно обновляющейся информацией о товарных остатках оценили не только те эксперты, которые любят рыбалку, спорт и туризм. Однако сразу предлагать 4 млн рублей за 30% доли компании не стали.
Проект очень понравился Луизе Александровой, председателю Санкт-Петебургской организации бизнес-ангелов, которая сказала, что намерена показать этот проект своим партнерам: "Стартапу недостает компетентного эксперта в смысле продвижения, но это можно решить. Я с удовольствием расскажу о проекте коллегам, потому что, во-первых это очень нишевая вещь и команда MyHound хорошо знает этот рынок, во-вторых, они взяли за образец хорошую бизнес-модель without cost, которую сами даже не должны создавать".
Руководитель акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова тоже поддержала коллегу: "Из тех, кого видела на этой "Бирже стартапов", больше всего перспектив, на мой взгляд, у MyHound. У рынка, правда, совершенно понятный потолок. История не венчурная, но ребята смогут стабильно зарабатывать, я не сомневаюсь, что проект выстрелит".
Гигантский воблер, которые взяли с собой на презентацию Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, должен был проиллюстрировать амбиции создателей сервиса. "С воблерами мы провели аналогию по количеству магазинов, представленных в Интернете, и тех, кто не представлен и не имеет своей интернет-витрины. Офлайн-магазинов без "витрины" в разы больше. И именно эту "рыбу" мы планируем поймать в свои сети MyHound", — объяснил Павел Прокофьев. Его проект вызвал сильное разногласие у жюри: кто-то был резко против, кто-то принципиально за. В итоге стартап набрал 279 баллов: 82 за оригинальность идеи, 105 за предпринимательские качества руководителей и 92 за инвестиционную привлекательность.
Главное, что понравилось в проекте инвесторам, — то, что пользователю видны остатки продукции на складе того или иного магазина, и то, что для пользователя во всех этих магазинах цена на продукцию одинаковая. Соответственно, офлайн-магазины превращаются в пункты выдачи товара. Win-win у всех: пользователь счастлив, что нашел качественный товар в профессиональном магазине рядом с домом по оптимальной цене, магазины рады, что без затрат на продвижение в Интернете получили нового клиента из Интернета, а создатели MyHound рады, что получили прибыль, не занимаясь логистикой. Поддерживать одну оптимальную цену им позволяет наработанная база контактов и понимание того, как устроен рынок: классический пример, когда стартап вырастает "из записной книжки".
"Так как они строго нишевой продукт, они могут очень хорошо конкурировать с Yandex. Такие гиганты в первую очередь ищут массовое покрытие рынка и в ближайшем будущем их не будут интересовать такие узкие рынки. На товар будет устойчивый спрос и значит риск инвестиций не высокий. Кроме того, проект маштабируемый, что так же делает его привлекательным. Мне очень понравился стартап Myhound. У команды есть три очень важных момента: компетенция, работающий проект, четкое понимание портрета клиента и его потребностей" — заявил Георгий Мельников, экс-директор по логистике "О'Кей" и эксперт бизнес-школы "Вверх".
Алексей Ежиков, директор по развитию Ruward, однако отметил, что затраты на разработку и интернет-маркетинг в бизнес-плане MyHound плохо посчитаны: "Расходы на программиста на 2016 год, судя по их планы составляют так мало рублей в месяц, что на эти деньги не то, что разрабатывать продукт, поддерживать продукт просто нельзя. А между тем им нужен не только программист, а дизанер и верстальщик. Заявленный порядок цифр сильно отличается от реального, а это значит, что и вся остальная экономика перестает биться". Впрочем, отметил эксперт, это общее место почти для всех стартапов: недооценка затрат и переоценка прибыли.
Посмотреть презентацию проекта можно тут.
На фото: На фото: Георгий Мельников, экс-директор по логистике О'КЕЙ, эксперт бизнес-школы «Вверх»
Квесты в спортивной реальности
Развлекательный центр, использующий новый формат квестов в реальности, сочетающий в себе привычный жанр эскейп-рума и спортивных соревнований по примеру телепередачи "Форт Боярд". Проект QuestFactor Артура Дубро должен разогреть падающий рынок квестов и привлечь новую для квестов аудиторию — тех, кто любит спортивные соревнования.
Артур ищет 7,5 млн рублей и готов предложить 49% доли компании. Возврат инвестиций — спустя 14-18 месяцев. Предполагаемая выручка — около 2 млн рублей в месяц. Конкуренты — около 150 существующих на рынке комнат-квестов. Детали стартапа здесь. Проект подготовлен опытной командой специалистов, работающих на рынке квестов в Петербурге, в частности сотрудничающих с iLocked и "Клаустрофобией". Возможно, именно это предопределило успех у инвесторов: проект заинтересовал сразу нескольких экспертов, в том числе Константина Селезнева (Центр трансфера технологий "Формула телеком"), который подсказал молодым предпринимателям, к кому они могут обратиться, и Андрея Лушникова, который записал контакты руководителя проекта.
Большую дискуссию вызвала предполагаемая цена строительства 1 м2 квеста в бизнес-плане проекта: она должна составить 20 тыс. рублей. Максим Левченко, совладелец FortGroup, отметил, что такое "в принципе может быть". "Почему вы считаете, что через год к вам будут ходить клиенты? У меня был "Музей бабочек", и он был интересен аудитории только первые несколько месяцев, а потом в него просто перестали ходить", — обратился к Артуру Дубро миллиардер Алексей Фурсов.
Представитель проекта объяснил, что не нацеливается только лишь на аудиторию, уставшую от квестов, с одной стороны, а с другой стороны, знает механизм обновления сюжета квеста с минимальными издержками, между тем оборачиваемость квеста за день должна превышать существующие показатели на рынке — за счет принципиально нового сценария и подхода к игре.
"Я оценил QuestFactor потому, что я сам играю в квесты. Считаю, что эта идея соберет своих поклонников. Конечно, инвестиции там занижены: они должны быть в 2 раза больше, чтобы в квест было интересно играть, — отметил Алексей Фурсов. — Все существующие сейчас на рынке квесты понимают, что через год им придется обновляться. Все мы понимаем, что в те квесты, в которые мы играем сегодня, через год играть уже никто не будет. Если есть функция обновления, то, действительно, этот проект, хоть и недостаточно большой по обьему заложенных в бизнес-план денег, наверное, будет интересен. Тем более что у авторов есть понимание, как правильно смоделировать процесс прохождения всех квестов".
Невысокую цену 1 м2 Артур объяснил тем, что не намерен строить двухэтажное здание, а планирует снять один этаж, надстроив для квеста второй.
— А если он обвалится? Вы сядете в тюрьму, — спросил Андрей Лушников.
— Риски всегда есть, — пожал плечами Артур Дубро.
— И ведь инвестор тоже сядет.
— Риски всегда есть, — ответили ему коллеги.
Фотографии с птичками и без
Следующим свой проект представил руководитель стартапа Viewmedia Prime Сергей Рябиченко. Он предложил проинвестировать компанию, которая создает оборудование для организации фотосъемки в центрах и парках развлечений.
Система позволяет установить неограниченное количество модулей, которые автоматически фотографируют посетителей, в том числе на аттракционах, где по-другому сфотографировать невозможно. При этом благодаря особой системе идентификации есть возможность быстро находить нужные клиенту фотографии среди всего фотоконтента.
Проект рассчитывает в ближайшие 3 года выйти на зарубежные рынки — как европейские, так и азиатские — и просит 16,8 млн рублей. Полная информация о стартапе — здесь. Проект уже работает в парке активного отдыха Angry Birds Activity Park в комплексе "Европолис", сейчас ведутся переговоры с аквапарками в Сочи и парком в Москве.
"Установка оборудования за 1 млн рублей — это достаточно дорого. Если говорить о бюджетах такого рода заведений, за миллион владельцы пытаются построить весь парк. Поэтому проще пока нанять фотографа и фотографировать людей вручную, тем более что снимки вашей системы в Angry Birds продаются очень плохо", — отметил Максим Левченко, которому принадлежит "Европолис". Между молодым предпринимателем и известным бизнесменом завязалась оживленная дискуссия о том, почему установка Viewmedia Prime не приносит хорошего дохода.
"Потому что рамка стоит до кассы, а переставить ее нельзя без сложных согласований", — парировал Сергей, объясняя нюансы работы оборудования.
"Давайте я возьму вас с собой, и вы быстро решите вопрос с перестановкой", — закончил беседу миллиардер.
"Идея совершенно замечательная. Но немного пугает, что они сами для себя не сформулировали, на чем они собираются зарабатывать, и не доносят свою ценность для инвестора. Я думаю, главное, что человек в парке вначале совершенно не озабочен фотографированием, но в итоге может проявить интерес к покупке снимков", — отметил генеральный директор Центра трансфера технологий "Формула телеком".
Проект набрал 268 баллов: 77 за инвестиционную привлекательность, 100 за оригинальность идеи и 91 за предпринимательские качества руководителя стартапа.
На фото: На фото: Андрей Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО Quattour Dimensionis
Овсянка, сэр
Именно так мог бы говорить своему хозяину робот-дворецкий Keepy, который разрабатывает резидент iDealMachine Илья Григорьев.
Суть проекта — производство и продажа робота, который следит за домом, пока хозяев нет. Предупреждает о взломе, протечке, пожаре присматривает за детьми и пенсионерами, рассказывает сказки и новости. Рассчитан прежде всего на рынок США. Проект основан в 2012 году, с того времени успел получить ряд инвестиций, в том числе от iDealMachine и "Сколково". Сейчас находится в стадии переговоров с LETA Capital, I2BF, Фондом Бортника. Первая версия робота-дворецкого была создана в 2014 году, Keepy — его улучшенный вариант с антропоморфным интерфейсом. Работает без привязки к "умному дому". Продажа намечена на 2015 год, команда уже собрала более 100 предзаказов. Самые известные конкуренты — Jibo, Rovio, Buddy.
"Тема домашней безопасности перспективна, поэтому у проекта быстрорастущий рынок с глобальной перспективой. К тому же сильная команда разработчиков с богатым опытом в робототехнических проектах", — объяснила Альфия Мухаметова, почему фонд вложился в проект.
Электронный дворецкий в ресторане "Наbeerежная", где и проходила "Биржа" 31 августа, так и не появился: своей умильной рожицей он смотрел на инвесторов лишь с большого экрана презентаций. Рассмотреть его во всех подробностях, как и прочитать детали проекта, можно здесь. На "Биржу стартапов" он не приехал: не отпустили с московской конференции.
"Если мы хотим получить массовый спрос, то предполагаемая цена завышена. Робот, наверное, должен стоить около 10 тыс. рублей, учитывая его сегодняшний набор функций. Мне кажется, Keepy — это полушаг: те функции, которые ребята продумывают, — это по нынешним меркам уже небольшой шаг в будущее. А он должен быть намного больше. Особенно когда мы говорим о цене в 35-50 тыс. рублей. За эти деньги он должен быть более полноценным и, например, уметь чашку кофе принести, как в кино», — отметил Алексей Фурсов.
"Я бы, например, лучше сделал пылесос, в который поставил датчик влажности и звонок другу, — поддержал его Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". — Я был 10 лет назад в Японии, мне почему-то кажется, что эти роботы там вовсю уже были. У бабушки, у которой я жил дома, такой пылесос уже ездил по дому. И унитаз у нее был, который сразу отправлял куда-то там анализы. Мне кажется почему-то, что Keepy — это уже прошлый век. Мы просто отстаем, и надо делать прорыв. Я не вижу никакой перспективы здесь. Идея хорошая — все собрано уже, но, пока они это делают, мир уже ушел далеко вперед».
Между тем у проекта уже есть 100 предзаказов.
"Они рассчитаны на американский рынок, и для продаж там у них и сайт, и бренд будет USA. Там не будет видно российских корней — обычно там это не любят. Потому что тут же возникает вопрос «прайвеси»: кто-то через камеру из России будет наблюдать за жизнью американца. Так что, скорее всего, это будет подано как американская разработка, и примеры в этом ключе есть хорошие, когда российские продукты продаются в Америке от имени американских компаний. Например, сканер отпечатка пальцев, который стоит в половине аэропортов Америки: никто не знает, что он сделан в Петербурге", — рассудил Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Vemture Club.
В итоге проект набрал 362 балла: члены жюри (совокупно) отдали ему 119 баллов за инвестиционную привлекательность, 118 — за оригинальность идеи и 125 — за предпринимательские качества руководителя.
Презентовавшись, руководители проектов вздохнули с облегчением. И начали "ловить" инвесторов вне официальной части мероприятия. Благо позитивный нетворкинг на "Бирже стартапов" только приветствуется: инвесторы рады непублично поговорить с молодыми предпринимателями.
На фото: На фото: Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela
Надо легче жить
"Почти у всех презентовавшихся слайд с командой пролетал незамеченным. А это вызывает очень много вопросов. Бизнес строится не на идее, а на людях, поэтому релевантный бэкграунд команды — хороший аргумент для инвесторов", — отметила Альфия Мухаметова после того, как "Биржа стартапов" закончилась. "ДП" попросил Виталия Новикова, эксперта, готовившего проекты для выступления, коротко определить, в чем слабые места у проектов. Вот что рассказал специалист:
"В этот раз все проекты в будущем могут быть успешны, но все они в настоящем требуют очень заметных беспрецедентных усилий по своей реализации. На других "Биржах" мы не раз видели проекты, чей успех предопределен главным образом идеей. В этот раз подобных проектов не было. Все проекты в этот раз бросали вызов не инвесторам, не рынку, а прежде всего самим создателям.
Реализуем ли проект MyHound? Да. Просто надо костьми лечь, все остальное бросить и заниматься только им. И он, кстати, реализуем только для этих предпринимателей: потому что у них есть база контактов. Возможен ли успех 3DRep? Да. Но ребята почему-то решили, что они миссионеры и несут миссию проникновения 3D-принтеров в домохозяйства, но это неважно. Важно, чтобы они, принтеры, в принципе проникли на рынок шире, чем сейчас. Взять Knut&Pryanik. Видно, что у ребят есть вопросы с маркетингом. Можно ли это сделать бизнесом? Можно. Но ясно, что, чтобы это продвинуть, надо прорваться через тернии к звездам.
Резюме такое: участники этой "Биржи стартапов" берут идеи, которые можно назвать слишком трудозатратными. Это ситуация, когда естественный спрос не столь силен, как мог бы быть. И в этом причина такой реакции инвесторов. Все хорошо, но надо реально побиться за то, чтобы у проекта что-то получилось.
Не то что так совсем не стоит делать и не надо браться за сложнореализуемые проекты, но надо убедить инвестора в том, что вы способны добиться этих результатов, — это самое сложное.
Главное для QuestFactor — не построить самостоятельно большой квест, а рассказать, откуда ты возьмешь клиентов: ты только скажи, и мы построим 5-этажный квест.
Взять Viewmedia Prime. Прекрасный проект, но узко смотрит и не видит, где рынок. Уперся в парки для развлечений, а между тем надо сделать более доступное решение и выйти на другой рынок. Фитнесы, картинг — там тоже хотят фотографироваться. Селфи в фитнес-зале для многих дурной тон, но, если бы меня сфотографировали в процессе фитнеса, я был бы счастлив. Сделайте более доступное решение, и будет хорошо. Но выручка крайне низка, а цикл заключения сделки и стоимость продукта очень большие.
Рецепт один: надо легче.
Но, с другой стороны, я не уверен, что можно легче".
Если хоть один из этих проектов выстрелит, будет очень хорошо. Но даже если не выстрелит ни один, это тоже будет очень хорошо. Стоит вспомнить, говорит
Алексей Ежиков
, долларового миллионера Дэвида Биттоу, который работал над тремя громко провалившимися проектами: Google Wave, Google+ и Secret. "Никто не говорит, что он неудачник. Все считают, что он зарабатывает опыт для всей индустрии. Он "фэйлит" проекты, да. Но он приносит опыт поражений. А опыт поражений в рынке в целом очень нужен. И чем больше будет людей, которые на ранних этапах закрыли проект и поняли почему это произошло, тем больше будет людей, которые через несколько лет сделают что-то стоящее".
Полный список членов экспертного совета девятой "Биржи стартапов":
- Андрей Владимирович Лушников, председатель совета директоров ГК "Бестъ"
- Аркадий Михайлович Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela
- Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинг"
- Максим Борисович Левченко, совладелец Fort Group
- Мария Александровна Евневич, член совета директоров "Максидом"
- Юрий Александрович Копылов, начальник отдела инновационной политики комитета промышленной политики и инноваций Санкт-Петербурга
- Альфия Равильевна Мухаметова, руководитель акселератора iDealMachine
- Алексей Владимирович Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners
- Михаил Евгеньевич Раяк, директор Фонда предпосевных инвестиций
- Луиза Александровна Александрова, председатель Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов
- Алексей Юрьевич Ёжиков, директор по развитию компании Ruward
- Константин Николаевич Селезнев, генеральный директор Центра трансфера технологий "Формула телеком"
- Виталий Владимирович Новиков, управляющий директор "Университета продаж"
- Георгий Александрович Мельников, экс-директор по логистике "О'Кей", эксперт бизнес-школы "Вверх"
- Вячеслав Макович, партнер инвестиционной компании AAA Trust
- Николай Олегович Страх, представитель ФРИИ в Петербурге
- Андрей Михайлович Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО
- Дмитрий Валерьевич Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
- Максим Сергеевич Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
- Сергей Викторович Петренко, консультант по инвестициям бизнес-инкубатора "Ингрия"
О том, как прошла предыдущая "Биржа стартапов" и почему тогда инвесторы пригласили проекты на переговоры, можно прочитать здесь. Там же написано, почему один из инвесторов прямо посередине презентации одного из проектов взял и залез на... барабан. Следующая "Биржа" состоится 28 сентября. Вы можете стать ее участником, рассказав о своем проекте по адресу startup@dp.ru