Итоги "Биржи стартапов" №9

Автор фото: Беликов Валентин

В последний понедельник лета прошла девятая по счету "Биржа стартапов". Инвесторы увидели робота-дворецкого, 3D-принтер для домохозяйки и квест в спортивной реальности. А также кнут и пряник в телефоне, Booking для рыболовов и фотосистему для парков развлечений.

Инвестиционная сессия от газеты "Деловой Петербург" началась традиционно в 10 утра, собрав шесть проектов, жаждущих встречи с инвестором, и 20 бизнес-ангелов, жаждущих взять под крыло интересный проект. Среди экспертов "Биржи" были не только представители венчурных фондов и партнеры инвестиционных компаний, но и петербургские миллиардеры: совладелец Fort Group Максим Левченко, владелец Grondard и основатель SELA Аркадий Пекаревский, президент "Евразия Холдинг" Алексей Фурсов и др. Полный список членов экспертного совета девятой "Биржи стартапов" вы можете посмотреть в конце этого материала.
Knut&Pryanik в телефоне
Илья Паньшенсков рассказал инвесторам о технологии обучения иностранному языку с помощью мессенджера Павла Дурова, назвав свой стартап "лоукостером в сфере образования". Проект Ильи, получивший название Knut&Pryanik, позволяет изучать иностранный язык с помощью смартфона под присмотром преподавателя. Для роста стартапу нужно 3,4 млн рублей. Между тем у проекта уже много конкурентов: те, кто преподает по Skype (EnglishDom), а также через платформы индивидуального обучения (italki) и с помощью тематических онлайн-сервисов (LinguaLeo). Есть и прямые конкуренты, например "Волшебный разговорник". Выйти на окупаемость, согласно расчетам основателей, проект может в декабре 2016 года. Презентацию проекта можно посмотреть здесь. А тут о том, почему обучение иностранным языкам через мессенджеры вытесняет с рынка языковые курсы.
Проект понравился только одному инвестору — бизнесмену и представителю Фонда развития интернет-инициатив в Петербурге Николаю Страху, который пригласил Илью пройти акселерационную программу под присмотром экспертов ФРИИ и затем выступить перед инвесторами фонда. "Нам как фонду этот проект понравился больше всего. Идея с точки зрения технологий довольно перспективна, рынок узкий, но ниша мессенджеров и их функционала быстро развивается", — объяснил свое решение Николай Страх.
Остальные отнеслись к идее проекта Knut&Pryanik со скепсисом, в том числе Вячеслав Макович, партнер инвестиционной компании AAATrust и организатор StartUp Cup, который посоветовал уйти от мессенджеров и сосредоточиться на самой технологии текстового обучения иностранным языкам удаленно."Буду держать этот проект в уме, если они смогут доработать процессы", — сказал эксперт, предположив, что в будущем проект можно показать партнерам. Но для этого стартап, указал Вячеслав Макович, должен показать цифры: количество обучившихся, их КПД и результаты, а также процент учеников, которые, попробовав обучение по этой методике, будет возвращаться в школу.
"Рост затрат на фонд оплаты труда кураторам в этом проекте линейно зависит от количества пользователей. А в фонде оплаты труда это не отражено, рост, который там заложен сейчас не существенен. Тут возникает еще одна проблема: управлять 10 кураторами это одно, 100 кураторами это другое. Значит, рост количества клиентов Knut&Pryanik упирается в масштабирование этой системы. Экономика проекта не проработана, как следует. Очень похоже на то, что они рассчитывают так: если к ним пришел клиент, значит он с ним надолго или навсегда. А жизненный цикл клиента может быть очень коротким", - уточняет Алексей Ежиков, директор по развитию Ruward.
Андрей Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО, подчеркнул, что у представителя команды Knut&Pryanik есть все необходимые предпринимательские качества, но нет очевидно уникальных технологий, с которыми можно было бы лидировать на рынке. "Проект Knut&Pryanik имеет серьезное слабое место: отсутствие и кнута и пряника. Этот проект может быть интересным, только для людей с высокой степенью мотивации" — сделал вывод эксперт бизнес-школы "Вверх" Георгий Мельников. В итоге стартап набрал 183 балла — это суммарные оценки всех членов жюри, которые оценивали проект по 10-балльной школе, выставляя оценки за оригинальность идеи (63 балла), инвестиционную привлекательность проекта (44 балла) и предпринимательские качества руководителя (76 баллов).
Напечатать себе туфли
3D-принтер для дома представили Артем Драчков и Даниил Зайцев, которые попытались убедить жюри в том, что современным российским семьям просто необходим простой в управлении принтер с технологией сканирования, который позволит распечатать дома почти все что угодно: сломанный каблук для туфельки, игрушку для ребенка или сережки. То есть деталь размером не больше 20 на 20 см. Себестоимость такого принтера, по расчетам представителей проекта 3DRep, может составить 30-45 тыс. рублей. Планируемая цена для розницы — 90-150 тыс. рублей.
Команда проекта опытная: 2 года работает на рынке 3D-оборудования и уже успела заявить о себе. Представительства компании открыты в Колпино, Пушкине и Петербурге. Стартап занял первое место на петербургском этапе конкурса “Молодой предприниматель России — 2014” в номинации “Успешный старт”, но на "Бирже стартапов" набрал только 218 баллов из 600 возможных. Подробную презентацию проекта можно посмотреть здесь. Чтобы запомниться жюри, молодые люди привезли с собой то, что может распечатать их принтер: гитару, объемные дензнаки и даже бюст Эйнштейна в миниатюре. Своей задачей представители проекта видят ввести 3D-принтер в домашний обиход, пристроив агрегат на одной полке с тостером, микроволновкой и другими домашними приборами. У принтера есть "облако", которое позволяет делиться с другими пользователями отсканированными трехмерными моделями.
Рынок, который рассматривает стартап, в 2014 году составил около 800 млн рублей в России (продажи 3D-оборудования) и показывает уверенный рост минимум на 10% в год. Для сравнения: объем мирового рынка составил в том же году $600 млн. Инвестиции, которые ищет проект, составляют 20 млн рублей (разработка внутреннего ПО принтера, облачного ПО, а также доработка корпуса, дизайн и пр.), окупиться, считают в 3DRep, проект может через 3,5 года.
Инвесторы хором посоветовали стартапу отойти от домохозяек как целевой аудитории: мол, и рынок не готов, и домохозяйки не купят оборудование за такую цену, тем более не очень ясна ценность продукта, зачем вообще принтер такой нужен российской семье. Другое дело — малый и средний бизнес, отметил Александр Пекаревский, напомнив, что в этих нишах к 3D-принтерам, наоборот, есть большой интерес и, главное, есть потребности, которые может закрыть 3DRep. Причем дешевле, чем производственные принтеры. "Мы как раз сейчас ищем 3D-принтер, чтобы диверсифицировать продукцию, и я уверен, что мы не одни такие", — резюмировал бизнесмен.
Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners, отметил, что фонду этот проект интересен, тем более что есть прототипы оборудования и опыт работы на рынке у комнады. Единственное — надо доработать бизнес-модель. Но эта претензия была обращена ко всем без исключения стартапам, что и понятно: молодые предприниматели и опытные инвесторы говорят на разных языках. Почитать мнение об этом феномене президента холдинговой компании "Созвездие Водолея" Владимира Хильченко можно здесь. Вкратце оно (хоть и высказано об участниках пятой "Биржи стартапов") звучит так:
"Они считают показатели проекта и пишут бизнес-план, но они не умеют считать. Доверять такому бизнес-плану просто невозможно, он не соответствует действительности. Поэтому надо с ними садиться и разбираться, что они имели в виду, на чем это все базируется, кто это считал. Проверять их опыт, знания, умения. У них не поставлена система учета финансов. Они не знают, чем движение денег отличается от финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому те, кто спрашивает, и те, кто отвечает, говорят о разных вещах".
"Этот принтер — кладезь для детей! Вечером поставили принтер на печать, а утром..." — апеллировал к инвесторам представитель 3DRep.
"Второй ребенок", — смеясь, ответили ему инвесторы, так и не поверив в то, что проект выстрелит.
"Разделите вашу систему: пусть клиенты сканируют предметы в одном месте, а печатают в другом. Кроме того, скоро такой принтер не 150 тыс. рублей, а 10 тыс. рублей будет стоить, — заметил Андрей Лушников, — советую удешевить продукцию". "Раз уж для дома, то надо печатать сразу стулья, а не детали размером 20 на 20 см", — высказал свое мнение Константин Селезнев, генеральный директор центра трансфера технологий "Формула телеком".
"Вы переоцениваете домохозяйства. Найдите профессиональные сообщества, которые вы заинтересуете, затем гиков, и остальные придут за вашим принтером сами: вспомните, что было с MacBook, который сначала понравился дизайнерам", — посоветовал Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж.
Жюри не сильно высоко оценили оригинальность идеи (76 балла), инвестиционную привлекательность проекта (74 балла) и предпринимательские качества руководителя (68 баллов), но долго и с удовольствием, будто дети, разглядывали то, что напечатал этот принтер. И даже унесли кое-что с собой, например разноцветные пластмассовые рубли.
По поводу них, кстати, у Марии Евневич, члена совета директоров "Максидом", и главного редактора газеты "Деловой Петербург" Максима Васюкова состоялся такой шутливый разговор:
— Нравятся они мне, жаль, не стоят как следует, ничего из них не построишь.
— Падают, как настоящие. Зато уверенно лежат...
Дело в том, что, слушая очередного сосикателя инвестиций, Мария Евневич пыталась построить у себя на столе "вигвам" из 3D-рублей. Чем бы инвестор ни тешился...
Рыба моей мечты
Единую систему товаров для рыбалки, охоты, туризма и спорта MyHound представили на суд жюри создатели сервиса Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, которые переосмыслили в этом стартапе свой 15-летний опыт работы в оптовой и розничной торговле товарами этих категорий.
Интернет-витрину для узкоспециальных офлайновых магазинов, а также глобальную номенклатурную базу магазинов с постоянно обновляющейся информацией о товарных остатках оценили не только те эксперты, которые любят рыбалку, спорт и туризм. Однако сразу предлагать 4 млн рублей за 30% доли компании не стали.
Проект очень понравился Луизе Александровой, председателю Санкт-Петебургской организации бизнес-ангелов, которая сказала, что намерена показать этот проект своим партнерам: "Стартапу недостает компетентного эксперта в смысле продвижения, но это можно решить. Я с удовольствием расскажу о проекте коллегам, потому что, во-первых это очень нишевая вещь и команда MyHound хорошо знает этот рынок, во-вторых, они взяли за образец хорошую бизнес-модель without cost, которую сами даже не должны создавать".
Руководитель акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова тоже поддержала коллегу: "Из тех, кого видела на этой "Бирже стартапов", больше всего перспектив, на мой взгляд, у MyHound. У рынка, правда, совершенно понятный потолок. История не венчурная, но ребята смогут стабильно зарабатывать, я не сомневаюсь, что проект выстрелит".
Гигантский воблер, которые взяли с собой на презентацию Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, должен был проиллюстрировать амбиции создателей сервиса. "С воблерами мы провели аналогию по количеству магазинов, представленных в Интернете, и тех, кто не представлен и не имеет своей интернет-витрины. Офлайн-магазинов без "витрины" в разы больше. И именно эту "рыбу" мы планируем поймать в свои сети MyHound", — объяснил Павел Прокофьев. Его проект вызвал сильное разногласие у жюри: кто-то был резко против, кто-то принципиально за. В итоге стартап набрал 279 баллов: 82 за оригинальность идеи, 105 за предпринимательские качества руководителей и 92 за инвестиционную привлекательность.
Главное, что понравилось в проекте инвесторам, — то, что пользователю видны остатки продукции на складе того или иного магазина, и то, что для пользователя во всех этих магазинах цена на продукцию одинаковая. Соответственно, офлайн-магазины превращаются в пункты выдачи товара. Win-win у всех: пользователь счастлив, что нашел качественный товар в профессиональном магазине рядом с домом по оптимальной цене, магазины рады, что без затрат на продвижение в Интернете получили нового клиента из Интернета, а создатели MyHound рады, что получили прибыль, не занимаясь логистикой. Поддерживать одну оптимальную цену им позволяет наработанная база контактов и понимание того, как устроен рынок: классический пример, когда стартап вырастает "из записной книжки".
"Так как они строго нишевой продукт, они могут очень хорошо конкурировать с Yandex. Такие гиганты в первую очередь ищут массовое покрытие рынка и в ближайшем будущем их не будут интересовать такие узкие рынки. На товар будет устойчивый спрос и значит риск инвестиций не высокий. Кроме того, проект маштабируемый, что так же делает его привлекательным. Мне очень понравился стартап Myhound. У команды есть три очень важных момента:  компетенция, работающий проект, четкое понимание портрета клиента и его потребностей" — заявил Георгий Мельников, экс-директор по логистике "О'Кей" и эксперт бизнес-школы "Вверх".
Алексей Ежиков, директор по развитию Ruward, однако отметил, что затраты на разработку и интернет-маркетинг  в бизнес-плане MyHound плохо посчитаны: "Расходы на программиста на 2016 год, судя по их планы составляют так мало рублей в месяц, что на эти деньги не то, что разрабатывать продукт, поддерживать продукт просто нельзя. А между тем им нужен не только программист, а дизанер и верстальщик. Заявленный порядок цифр сильно отличается от реального, а это значит, что и вся остальная экономика перестает биться". Впрочем, отметил эксперт, это общее место почти для всех стартапов: недооценка затрат и переоценка прибыли.
Посмотреть презентацию проекта можно тут.
Квесты в спортивной реальности
Развлекательный центр, использующий новый формат квестов в реальности, сочетающий в себе привычный жанр эскейп-рума и спортивных соревнований по примеру телепередачи "Форт Боярд". Проект QuestFactor Артура Дубро должен разогреть падающий рынок квестов и привлечь новую для квестов аудиторию — тех, кто любит спортивные соревнования.
Артур ищет 7,5 млн рублей и готов предложить 49% доли компании. Возврат инвестиций — спустя 14-18 месяцев. Предполагаемая выручка — около 2 млн рублей в месяц. Конкуренты — около 150 существующих на рынке комнат-квестов. Детали стартапа здесь. Проект подготовлен опытной командой специалистов, работающих на рынке квестов в Петербурге, в частности сотрудничающих с iLocked и "Клаустрофобией". Возможно, именно это предопределило успех у инвесторов: проект заинтересовал сразу нескольких экспертов, в том числе Константина Селезнева (Центр трансфера технологий "Формула телеком"), который подсказал молодым предпринимателям, к кому они могут обратиться, и Андрея Лушникова, который записал контакты руководителя проекта.
Большую дискуссию вызвала предполагаемая цена строительства 1 м2 квеста в бизнес-плане проекта: она должна составить 20 тыс. рублей. Максим Левченко, совладелец FortGroup, отметил, что такое "в принципе может быть". "Почему вы считаете, что через год к вам будут ходить клиенты? У меня был "Музей бабочек", и он был интересен аудитории только первые несколько месяцев, а потом в него просто перестали ходить", — обратился к Артуру Дубро миллиардер Алексей Фурсов.
Представитель проекта объяснил, что не нацеливается только лишь на аудиторию, уставшую от квестов, с одной стороны, а с другой стороны, знает механизм обновления сюжета квеста с минимальными издержками, между тем оборачиваемость квеста за день должна превышать существующие показатели на рынке — за счет принципиально нового сценария и подхода к игре.
"Я оценил QuestFactor потому, что я сам играю в квесты. Считаю, что эта идея соберет своих поклонников. Конечно, инвестиции там занижены: они должны быть в 2 раза больше, чтобы в квест было интересно играть, — отметил Алексей Фурсов. — Все существующие сейчас на рынке квесты понимают, что через год им придется обновляться. Все мы понимаем, что в те квесты, в которые мы играем сегодня, через год играть уже никто не будет. Если есть функция обновления, то, действительно, этот проект, хоть и недостаточно большой по обьему заложенных в бизнес-план денег, наверное, будет интересен. Тем более что у авторов есть понимание, как правильно смоделировать процесс прохождения всех квестов".
Невысокую цену 1 м2 Артур объяснил тем, что не намерен строить двухэтажное здание, а планирует снять один этаж, надстроив для квеста второй.
— А если он обвалится? Вы сядете в тюрьму, — спросил Андрей Лушников.
— Риски всегда есть, — пожал плечами Артур Дубро.
— И ведь инвестор тоже сядет.
— Риски всегда есть, — ответили ему коллеги.
Фотографии с птичками и без
Следующим свой проект представил руководитель стартапа Viewmedia Prime Сергей Рябиченко. Он предложил проинвестировать компанию, которая создает оборудование для организации фотосъемки в центрах и парках развлечений.
Система позволяет установить неограниченное количество модулей, которые автоматически фотографируют посетителей, в том числе на аттракционах, где по-другому сфотографировать невозможно. При этом благодаря особой системе идентификации есть возможность быстро находить нужные клиенту фотографии среди всего фотоконтента.
Проект рассчитывает в ближайшие 3 года выйти на зарубежные рынки — как европейские, так и азиатские — и просит 16,8 млн рублей. Полная информация о стартапе — здесь. Проект уже работает в парке активного отдыха Angry Birds Activity Park в комплексе "Европолис", сейчас ведутся переговоры с аквапарками в Сочи и парком в Москве.
"Установка оборудования за 1 млн рублей — это достаточно дорого. Если говорить о бюджетах такого рода заведений, за миллион владельцы пытаются построить весь парк. Поэтому проще пока нанять фотографа и фотографировать людей вручную, тем более что снимки вашей системы в Angry Birds продаются очень плохо", — отметил Максим Левченко, которому принадлежит "Европолис". Между молодым предпринимателем и известным бизнесменом завязалась оживленная дискуссия о том, почему установка Viewmedia Prime не приносит хорошего дохода.
"Потому что рамка стоит до кассы, а переставить ее нельзя без сложных согласований", — парировал Сергей, объясняя нюансы работы оборудования.
"Давайте я возьму вас с собой, и вы быстро решите вопрос с перестановкой", — закончил беседу миллиардер.
"Идея совершенно замечательная. Но немного пугает, что они сами для себя не сформулировали, на чем они собираются зарабатывать, и не доносят свою ценность для инвестора. Я думаю, главное, что человек в парке вначале совершенно не озабочен фотографированием, но в итоге может проявить интерес к покупке снимков", — отметил генеральный директор Центра трансфера технологий "Формула телеком".
Проект набрал 268 баллов: 77 за инвестиционную привлекательность, 100 за оригинальность идеи и 91 за предпринимательские качества руководителя стартапа.
Овсянка, сэр
Именно так мог бы говорить своему хозяину робот-дворецкий Keepy, который разрабатывает резидент iDealMachine Илья Григорьев.
Суть проекта — производство и продажа робота, который следит за домом, пока хозяев нет. Предупреждает о взломе, протечке, пожаре присматривает за детьми и пенсионерами, рассказывает сказки и новости. Рассчитан прежде всего на рынок США. Проект основан в 2012 году, с того времени успел получить ряд инвестиций, в том числе от iDealMachine и "Сколково". Сейчас находится в стадии переговоров с LETA Capital, I2BF, Фондом Бортника. Первая версия робота-дворецкого была создана в 2014 году, Keepy — его улучшенный вариант с антропоморфным интерфейсом. Работает без привязки к "умному дому". Продажа намечена на 2015 год, команда уже собрала более 100 предзаказов. Самые известные конкуренты — Jibo, Rovio, Buddy.
"Тема домашней безопасности перспективна, поэтому у проекта быстрорастущий рынок с глобальной перспективой. К тому же сильная команда разработчиков с богатым опытом в робототехнических проектах", — объяснила Альфия Мухаметова, почему фонд вложился в проект.
Электронный дворецкий в ресторане "Наbeerежная", где и проходила "Биржа" 31 августа, так и не появился: своей умильной рожицей он смотрел на инвесторов лишь с большого экрана презентаций. Рассмотреть его во всех подробностях, как и прочитать детали проекта, можно здесь. На "Биржу стартапов" он не приехал: не отпустили с московской конференции.
"Если мы хотим получить массовый спрос, то предполагаемая цена завышена. Робот, наверное, должен стоить около 10 тыс. рублей, учитывая его сегодняшний набор функций. Мне кажется, Keepy — это полушаг: те функции, которые ребята продумывают, — это по нынешним меркам уже небольшой шаг в будущее. А он должен быть намного больше. Особенно когда мы говорим о цене в 35-50 тыс. рублей. За эти деньги он должен быть более полноценным и, например, уметь чашку кофе принести, как в кино», — отметил Алексей Фурсов.
"Я бы, например, лучше сделал пылесос, в который поставил датчик влажности и звонок другу, — поддержал его Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". — Я был 10 лет назад в Японии, мне почему-то кажется, что эти роботы там вовсю уже были. У бабушки, у которой я жил дома, такой пылесос уже ездил по дому. И унитаз у нее был, который сразу отправлял куда-то там анализы. Мне кажется почему-то, что Keepy — это уже прошлый век. Мы просто отстаем, и надо делать прорыв. Я не вижу никакой перспективы здесь. Идея хорошая — все собрано уже, но, пока они это делают, мир уже ушел далеко вперед».
Между тем у проекта уже есть 100 предзаказов.
"Они рассчитаны на американский рынок, и для продаж там у них и сайт, и бренд будет USA. Там не будет видно российских корней — обычно там это не любят. Потому что тут же возникает вопрос «прайвеси»: кто-то через камеру из России будет наблюдать за жизнью американца. Так что, скорее всего, это будет подано как американская разработка, и примеры в этом ключе есть хорошие, когда российские продукты продаются в Америке от имени американских компаний. Например, сканер отпечатка пальцев, который стоит в половине аэропортов Америки: никто не знает, что он сделан в Петербурге", — рассудил Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Vemture Club.
В итоге проект набрал 362 балла: члены жюри (совокупно) отдали ему 119 баллов за инвестиционную привлекательность, 118 — за оригинальность идеи и 125 — за предпринимательские качества руководителя.
Презентовавшись, руководители проектов вздохнули с облегчением. И начали "ловить" инвесторов вне официальной части мероприятия. Благо позитивный нетворкинг на "Бирже стартапов" только приветствуется: инвесторы рады непублично поговорить с молодыми предпринимателями.
Надо легче жить
"Почти у всех презентовавшихся слайд с командой пролетал незамеченным. А это вызывает очень много вопросов. Бизнес строится не на идее, а на людях, поэтому релевантный бэкграунд команды — хороший аргумент для инвесторов", — отметила Альфия Мухаметова после того, как "Биржа стартапов" закончилась. "ДП" попросил Виталия Новикова, эксперта, готовившего проекты для выступления, коротко определить, в чем слабые места у проектов. Вот что рассказал специалист:
"В этот раз все проекты в будущем могут быть успешны, но все они в настоящем требуют очень заметных беспрецедентных усилий по своей реализации. На других "Биржах" мы не раз видели проекты, чей успех предопределен главным образом идеей. В этот раз подобных проектов не было. Все проекты в этот раз бросали вызов не инвесторам, не рынку, а прежде всего самим создателям.
Реализуем ли проект MyHound? Да. Просто надо костьми лечь, все остальное бросить и заниматься только им. И он, кстати, реализуем только для этих предпринимателей: потому что у них есть база контактов. Возможен ли успех 3DRep? Да. Но ребята почему-то решили, что они миссионеры и несут миссию проникновения 3D-принтеров в домохозяйства, но это неважно. Важно, чтобы они, принтеры, в принципе проникли на рынок шире, чем сейчас. Взять Knut&Pryanik. Видно, что у ребят есть вопросы с маркетингом. Можно ли это сделать бизнесом? Можно. Но ясно, что, чтобы это продвинуть, надо прорваться через тернии к звездам.
Резюме такое: участники этой "Биржи стартапов" берут идеи, которые можно назвать слишком трудозатратными. Это ситуация, когда естественный спрос не столь силен, как мог бы быть. И в этом причина такой реакции инвесторов. Все хорошо, но надо реально побиться за то, чтобы у проекта что-то получилось.
Не то что так совсем не стоит делать и не надо браться за сложнореализуемые проекты, но надо убедить инвестора в том, что вы способны добиться этих результатов, — это самое сложное.
Главное для QuestFactor — не построить самостоятельно большой квест, а рассказать, откуда ты возьмешь клиентов: ты только скажи, и мы построим 5-этажный квест.
Взять Viewmedia Prime. Прекрасный проект, но узко смотрит и не видит, где рынок. Уперся в парки для развлечений, а между тем надо сделать более доступное решение и выйти на другой рынок. Фитнесы, картинг — там тоже хотят фотографироваться. Селфи в фитнес-зале для многих дурной тон, но, если бы меня сфотографировали в процессе фитнеса, я был бы счастлив. Сделайте более доступное решение, и будет хорошо. Но выручка крайне низка, а цикл заключения сделки и стоимость продукта очень большие.
Рецепт один: надо легче.
Но, с другой стороны, я не уверен, что можно легче".
Если хоть один из этих проектов выстрелит,  будет очень хорошо. Но даже если не выстрелит ни один, это тоже будет очень хорошо. Стоит вспомнить, говорит

Алексей Ежиков

, долларового миллионера  Дэвида Биттоу, который работал над тремя громко провалившимися проектами: Google Wave, Google+ и Secret. "Никто не говорит, что он неудачник. Все считают, что он зарабатывает опыт для всей индустрии. Он "фэйлит" проекты, да. Но он приносит опыт поражений. А опыт поражений в рынке в целом очень нужен. И чем больше будет людей, которые на ранних этапах закрыли проект и поняли почему это произошло, тем больше будет людей, которые через несколько лет сделают что-то стоящее".
Полный список членов экспертного совета девятой "Биржи стартапов":
  1. Андрей Владимирович Лушников, председатель совета директоров ГК "Бестъ"
  2. Аркадий Михайлович Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela
  3. Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинг"
  4. Максим Борисович Левченко, совладелец Fort Group
  5. Мария Александровна Евневич, член совета директоров "Максидом"
  6.  Юрий Александрович Копылов, начальник отдела инновационной политики комитета промышленной политики и инноваций Санкт-Петербурга
  7. Альфия Равильевна Мухаметова, руководитель акселератора iDealMachine
  8. Алексей Владимирович Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners
  9.  Михаил Евгеньевич Раяк, директор Фонда предпосевных инвестиций
  10.  Луиза Александровна Александрова, председатель Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов
  11.  Алексей Юрьевич Ёжиков, директор по развитию компании Ruward
  12. Константин Николаевич Селезнев, генеральный директор Центра трансфера технологий "Формула телеком"  
  13.     Виталий Владимирович Новиков, управляющий директор "Университета продаж"
  14.     Георгий Александрович Мельников, экс-директор по логистике "О'Кей", эксперт бизнес-школы "Вверх"
  15.     Вячеслав Макович, партнер инвестиционной компании AAA Trust
  16.     Николай Олегович Страх, представитель ФРИИ в Петербурге
  17.     Андрей Михайлович Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО
  18.     Дмитрий Валерьевич Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
  19.     Максим Сергеевич Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
  20.     Сергей Викторович Петренко, консультант по инвестициям бизнес-инкубатора "Ингрия"


О том, как прошла предыдущая "Биржа стартапов" и почему тогда инвесторы пригласили проекты на переговоры, можно прочитать здесь. Там же написано, почему один из инвесторов прямо посередине презентации одного из проектов взял и залез на... барабан. Следующая "Биржа" состоится 28 сентября. Вы можете стать ее участником, рассказав о своем проекте по адресу startup@dp.ru