Георгий Полтавченко предлагает создать в Петербурге Общественную палату из 99 человек. Раньше этот орган считался ненужным, но сейчас понадобился. Формально наличия палаты требует федеральное законодательство, но некоторые депутаты считают, что это место для оппозиционеров подойдет после выборов больше, чем парламент.
Губернатор Георгий Полтавченко внес в Законодательное собрание проект закона "Об Общественной палате Петербурга". Предполагается, что Общественная палата будет весьма представительной — 99 человек. Треть из них назначит сам губернатор, еще треть делегируют в ОП общественные советы районов, и оставшиеся 33 места займут представители общественных организаций и некоммерческих организаций (работающих в городе не менее 3 лет).
Срок полномочий одного состава ОП составит 5 лет — при этом отзыв члена ОП будет невозможен. Им будут полагаться удостоверения, а что касается денег, то вознаграждение им будет определять Смольный: общественникам "возмещаются расходы, связанные с осуществлением ими полномочий, в случае, порядке и размерах, определенных постановлением правительства Петербурга", гласит законопроект. Заседания будут собираться дважды в год, постоянно действующим органом станет президиум.
Решения ОП Петербурга, как и у всех других таких палат, будут носить рекомендательный характер, но органы власти обязаны будут их рассматривать. То же самое касается общественных экспертиз законопроектов, результаты которых также обязательны к рассмотрению и в ЗС, и в администрации города, и в муниципалитетах. ОП сможет проводить слушания, а раз в год должна представлять доклад о состоянии гражданского общества. Как сказано в пояснительной записке, палата призвана "обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений... органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Петербурга, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества". То есть такой одновременно парламент, все омбудсмены и правозащитники в одном флаконе.
Самое интересное здесь — это сам факт появления инициативы. Дело в том, что вообще Общественная палата РФ была создана еще в 2005 году, чуть позже потребовалось создавать такие палаты и в регионах. Если в начале работы ОП вызывала большой интерес, то со временем, когда выяснилось, что орган этот во многом декоративный, этот интерес сильно упал, и постепенно палата превратилась, в общем, в третьестепенный орган. Георгий Полтавченко при этом общественную палату в Петербурге создавать желанием не горел, да и парламентское большинство тоже: считалось, что это ненужный орган, хотя Григорий Явлинский, например, пару лет назад такой законопроект вносил, он до сих пор лежит в недрах парламента. Тогда же ради хоть какого-то соответствия федеральному законодательству градоначальник просто переименовал Общественный совет при губернаторе в Общественную палату, и тем самым она у нас как бы появилась, хотя по сути это все равно остался совет.
Не дожидаясь прокуратуры
То есть Георгий Полтавченко от политической моды сильно отстал: когда создание палаты было актуально, идея игнорировалась, когда же про нее все забыли, он предлагает создать ОП.
Представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский объясняет, что изменились требования федерального законодательства: после принятия закона "Об общественном контроле" деятельность региональных общественных палат должна регулироваться законом, то есть они должны быть самостоятельными органами. По той же причине, если раньше допускалось делегирование в ОП РФ представителя от палаты при губернаторе, то теперь нет. Тот же закон "Об общественном контроле" считает субъектами контроля не только самостоятельные ОП, но и общественные советы при исполнительной власти — но все равно они должны формироваться по конкурсу, организованному ОП РФ. А в ныне действующую петербургскую палату, которая бывший совет, члены назначаются губернатором.
Стоит, однако, заметить, что ФЗ "Об общественном контроле" вступил в силу еще год назад. В Петербурге же на него отреагировали только сейчас. "Рано или поздно прокуратура все равно обратила бы внимание на отсутствие у нас общественной палаты", — замечает Михаил Бродский.
Останется существовать или нет совет при губернаторе после появления ОП, по его словам, решится уже позже. Директор ГМЗ "Исаакиевский собор" Николай Буров, который руководил советом, а затем палатой при губернаторе, сейчас уходит в отставку — он объявит об этом 20 октября, подведя итоги 15-летней работы совета. "6 лет руководства — это действительно утомительно, — говорит Николай Буров. — Это никак не связано с дискуссиями вокруг Исаакиевского собора, я попросился в отставку еще полгода назад". По его мнению, существующий совет совершит "качественный переход" в новую палату — хотел бы в ней работать и сам Николай Буров, признался он.
Размер будущей петербургской ОП впечатляет: в московской палате, например, всего 64 члена. Это вопрос дискуссии, полагает Михаил Бродский, не исключено, что в ходе рассмотрения количество сократится. Законопроект Григория Явлинского предполагал 60 членов ОП.
Место для политики
Первое, что приходит в голову, учитывая, что законопроект появляется за год до выборов и на фоне непростой к ним подготовки, — это то, что Общественная палата может стать не только своего рода противовесом ЗС и трамплином для будущих кандидатов от Народного фронта, но и утешительным местом трудоустройства чиновников-пенсионеров и депутатов, не прошедших в следующий созыв. Однако Михаил Бродский не согласен: не переизберется, по его мнению, не так много парламентариев, согласится пойти в ОП еще меньше. Похожего мнения придерживается председатель комитета по законодательству ЗС Виталий Милонов: "Общественная палата не должна быть психотерапевтическим заведением для проигравших депутатов, — говорит он. — Хотя профессионализм, если он есть, может, конечно, быть востребован и там".
"Общественная палата — гражданская конструкция, которая и губернатора, и парламент координирует, контролирует, предлагает им что-то. В этом смысле она и задумывается как некая альтернатива, место для реализации народного представительства. Нельзя же всех людей, которые неравнодушны к развитию города, заставлять быть политиками, это как раз место не для политиков, а для всех", — рассуждает Виталий Милонов.
По мнению Виталия Милонова, Общественная палата — отличное место для оппозиционеров: "Там как раз их памфлетно-публицистический стиль более уместен, чем в парламенте. Уверен, что Борис Вишневский, например, должен быть именно там", — сказал депутат.
Он, впрочем, заметил, что у руководства ЗС есть "ряд предложений по корректировке порядка формирования Общественной палаты". Нетрудно заметить, что в предлагаемом варианте ЗС вообще исключено из этого процесса. Закон будет приниматься в первоочередном порядке, и к Новому году палата может быть уже сформирована, но при прохождении инициативы в парламенте стоит ждать дебатов.