Редактор "ДП" Александр Сологуб объясняет, почему "Аэрофлот" не повысит цены на билеты, несмотря на поглощение "Трансаэро" и уменьшение конкуренции на рынке.
После интеграции компании "
Трансаэро
" в группу "Аэрофлот" многие эксперты отрасли заговорили о монополизации рынка и грядущем повышении цен. Однако пока еще рано хоронить конкуренцию в авиаперевозках. Ведь на большинстве направлений российским компаниям так или иначе придется конкурировать еще и с иностранными перевозчиками. Мало кто задумывался о том, что более 40 авиакомпаний совершают ежедневно свыше 200 вылетов из Пулково в 100 городов России и мира. Конечно, больше всего рейсов (почти 30% от общего количества) совершается между Петербургом и Москвой. Если и говорить о монополизации рынка, то в первую очередь на этом, самом востребованном, направлении.
Есть мнение, что "Аэрофлот" передаст своей "дочке" — авиакомпании "Россия", зарегистрированной в Петербурге, все рейсы и часть самолетов поглощенной "Трансаэро" (она выполняла семь рейсов из Петербурга в Москву). Тогда количество рейсов между столицами у головной компании и "России" сравняется. А в целом вся группа будет контролировать почти 90% пассажиропотока на главном маршруте страны.
Казалось бы, что помешает группе "Аэрофлот" повысить на этом направлении цены? А помешают железнодорожники со своими скоростными "Сапсанами". "ДП" недавно писал о том, что железнодорожники сейчас активно перетягивают на себя пассажиров. А перетягивать есть кого: транзитных пассажиров, которым неудобен поезд, так как надо пересаживаться в столице на другой самолет, не так много, примерно около 40% всего пассажиропотока — это не столь существенная величина, которая позволила бы "Аэрофлоту" поднять цены, не опасаясь потерять большую часть пассажиропотока.
Если рассматривать конкуренцию на рынке пассажирских перевозок в целом, то сегмент авиаперевозок, пожалуй, самый конкурентный. Яркое подтверждение этому можно увидеть в динамике цен, а что еще может так красноречиво описать рыночную ситуацию. Возьмем в Росстате общую динамику средних потребительских цен в Петербурге, например с 2005 года до сентября текущего года. Так вот, цены за это время выросли в 2,7 раза. Внимание! Авиабилеты в тот же период подорожали всего в 1,5 раза — это самые низкие темпы роста цен среди перевозчиков пассажиров всех видов.
Читайте также:
Авиация
"Аэрофлот" создаст новую авиакомпанию
Для сравнения: стоимость проезда в различных поездах (фирменных, обычных и т. п.) поднялась за минувшее десятилетие в 3 раза, и все потому, что на железной дороге конкуренция не так сильна, как в авиации. Поездка в метро подорожала даже более чем в 3 раза. Но тут о конкуренции даже и говорить не стоит. Хотя есть наземный транспорт.
Он, кстати, тоже подтверждает гипотезу о благостном влиянии конкуренции на стоимость перевозок. Так, поездка в городском муниципальном автобусе дорожала быстрее, чем поездка на коммерческих автобусах, просто потому, что на коммерческих маршрутах выше конкуренция.
Кстати сказать, некоторых частных автобусных перевозчиков пугает грядущая либерализация цен на коммерческих маршрутах. После того как город перестанет регулировать тариф с января 2016 года, не исключено, что тарифы на некоторых маршрутах не только не поднимутся, а опустятся ниже нынешних 40 рублей.