Глава клуба инвесторов бизнес–школы "Сколково" Виталий Полехин - о 10-й "Бирже стартапов".
Проекты и идеи интересные и достаточно проработанные. Радует, что у некоторых уже даже есть первые продажи. Однако если мы говорим про инвестиционную привлекательность, то тут, конечно, важна и оценка, и дальнейшие перспективы развития. Надо признать, что самооценка у большинства проектов завышенная. Суммы, которые они хотят привлечь, и доли, которые они хотят отдать взамен, не очень соразмерны в текущем состоянии дел.
В среднем я смотрю 10 проектов в неделю. Из них только один доходит до глубокого изучения. Итого получается четыре проекта в месяц. До инвестиций доходят 10 в год. Однако я заметил: как только думаешь, что пора бы завязывать с поиском интересных проектов, как раз и вырисовывается такая жемчужина, в которую нужно инвестировать. Есть общее впечатление от российского стартап–рынка, что стоимость стартапов упала в 3 раза по сравнению с тем, что было до кризиса. При этом на "Бирже стартапов" у меня создалось такое впечатление, что до этих людей кризис не докатился: они будто все это время отсиживались в оазисе, работали, а потом пришли к инвесторам и удивились: "Ничего себе, у вас кризис!"
Было бы очень странно, если бы все участники вышли и оценили себя без оптимизма. Но я считаю, нужно и можно найти какой–то баланс. Все же стартапы себя оценивали исходя из расчетов на перспективу через год или два, когда у них уже будут деньги и они уже сделали интересный бизнес. Инвесторы же хотят купить это здесь и сейчас. Поэтому моя рекомендация проектам проста. Надо больше уделять внимания процессам взаимодействия с инвесторами: как происходят сделки, как оцениваются компании.
Например, есть проект, он рисует будущее. У него есть планы. Он проанализировал рынок, построил стратегию развития. А потом он вдруг заявляет инвестору, что ищем $5 млн, и дает цифры с потолка. Для инвестора в этот момент все рушится, включая веру в этот стартап.
Поэтому нужно ходить в различные организации, акселераторы, стартап–академии. Фандрайзинг (привлечение средств) — это отдельная компетенция в стартапе. Это нельзя делать между делом и надеяться на то, что инвестор сам придет и предложит денег. Этим нужно заниматься регулярно, постоянно и задолго до того, как понадобятся деньги. Кроме того, надо выбирать, у кого вы возьмете деньги. Они должны быть "умные", от инвесторов, которые могут помочь вам с развитием проекта. Даже если деньги дадут, часто получается так, что предприниматели остаются ни с чем, потому что изначально неправильно взяли деньги или не у тех.
Если у проекта есть команда и продажи, то инвестору отдавать больше 20% никак нельзя. Если на первом этапе отдать больше, то предприниматель останется ни с чем или на более поздней стадии не сможет найти финансирование.