Старший юрист Capital Legal Services Дмитрий Чурин стал юристом лета — 2015 за успешное завершение крупнейшей в России сделки по слиянию и поглощению на рынке птицы — покупки тайским агрохолдингом CPF у голландца Ван Ден Бринка птицефабрик "Северная" и "Войсковицы" за $680 млн.
Дмитрий, это была крупнейшая сделка M&A в вашей практике?
— По сумме — да. По длительности — да. Хотя за 10 лет работы их было столько, что ничего нового для себя в ее структуре я не встретил. Но получил огромное удовольствие от этой работы.
А сколько, кстати, у вас было сделок?
— Не считал. Точно десятки. Таких крупных не было, но от суммы сделок их сложность, как правило, не зависит. Сложность этой сделки была в том, что пришлось задействовать как российские, так и голландские законы.
Изначально заказчик собирался привлекать российских юристов лишь на вторых ролях с голландскими коллегами: казалось бы, что сложного? По сути, продавались акции голландской компании, владеющей российскими активами. Но по ходу сделки стало понятно, что не все так просто. Потому что активы — крупнейшие в регионе птицефабрики — занимают значительную долю регионального рынка, и необходимо согласование ФАС. Также в конце 2014 года существенно изменилось российское корпоративное законодательство. Пришлось учитывать эти изменения.
Да и мы не ограничивались консультациями типа "да", "нет", "так можно", "так нельзя". На каждый проблемный вопрос мы предлагали оптимальное с точки зрения права бизнес-решение. В итоге российская часть сделки стала вполне сопоставимой по масштабам с голландской. Практически все основные условия, прописанные в голландском договоре купли-продажи холдинговой компании, максимально адаптировались к российскому праву и находили потом свое отражение в российских документах.
Сколько времени занял у вас этот проект?
— В общей сложности больше года работы команды из пяти человек. Сначала, весной 2014 года, когда продавец и покупатель договаривались об основных условиях сделки, проходил конкурс среди консультантов.
В итоге конкурс на юридическое сопровождение сделки со стороны продавца выиграли наши голландские партнеры, которые участвовали в конкурсе совместно с нашей компанией.
Непосредственное наше участие началось в августе 2014 года. А в решающую фазу сделка вошла только летом 2015 года. У консультантов, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца, не было разногласий по структурированию сделки, но сами стороны неоднократно садились за переговоры, было несколько моментов (в основном коммерческих), когда казалось, что сделка расстроится. Но благодаря совместным усилиям все острые углы удалось сгладить, и сделка состоялась.
CLS ваш первый опыт в консалтинге? Все время работали в M&A?
— Да. В 2004 году я пришел в CLS в практику недвижимости. Потом в 2008-2012 годах я также работал в итальянской фирме Pavia&Ansaldo и финской Castren&Snellman, хотелось посмотреть, чем CLS отличается от классических европейских компаний с их давней историей и корпоративной культурой. Многое понравилось, многому научился, но в итоге понял, что CLS мне нравится больше. Вернулся уже в практику корпоративного права и M&A. Хотя опыт работы в недвижимости очень помогает.
В том числе в последней сделке: у обеих птицефабрик гигантские имущественные комплексы, включающие большие наделы сельхозназначения. А у нас по закону иностранный собственник не может иметь сельхозземли в собственности.
Пришлось выстраивать схему так, чтобы интересы иностранных собственников не подвергались правовым рискам.
Какие еще проекты ведете?
— Большинство сделок сейчас непубличные, но не менее интересные. Например, сопровождение масштабного бизнеса с большой инвестиционной составляющей, связанного с импортом в Россию атлантической рыбы из Южной Америки.
Другой проект — экспансия в Россию международного оператора онлайн-торговли Next. Мы помогли ему выйти на российский рынок в 2014 году, а с весны 2015-го, когда пошли продажи, сопровождаем его текущую деятельность.
Фирма
Capital Legal Services
Основана в 1999 году в Петербурге Владиславом Забродиным и двумя американскими партнерами, которые затем вышли из бизнеса. Теперь Владислав Забродин — единственный владелец и управляющий партнер.
Офисы в Петербурге, Москве и Хельсинки.
Выручка петербургского офиса в 2014 году составила 408 млн рублей.
Персона
Дмитрий Чурин
Образование
Юрфак СПбГУ, филфак СПбГУ.
Работа
2004-2008 — юрист практики недвижимости Capital Legal Services.
2008-2011 — ст. юрист Pavia&Ansaldo (Italy).
2011-2012 — ст. юрист Castren&Snellman.
С 2012-го по настоящее время — ст. юрист корпоративной практики Capital Legal Services.
Кейс
Сопровождение покупки птицефабрик
Сумма сделки: $680 млн.
Продавец: Agro-Invest Brinki BV (Нидерланды).
Покупатель: Charoen Pokphand Foods (Таиланд).
Роль CLS: сопровождение российской части сделки со стороны продавца.
Период сделки: весна-2014 — осень-2015.