Глава "Газпром теплоэнерго": в Ленинградской области сложнее, чем в Петербурге

Генеральный директор ОАО "Газпром теплоэнерго" Леонид Богорад рассказал "ДП", почему в Ленинградской области сложнее, чем в Петербурге, реконструировать котельные и сети, а также поведал о творческом подходе компании к взысканию долгов с граждан, которые не платят за теплоснабжение.

Ваша компания работает и в Петербурге, и в Ленобласти. В чем специфика этих регионов?

— В Петербурге с 2003 года работает наша "дочка" — "Петербургтеплоэнерго". В Ленобласти раньше мы были представлены другой нашей дочерней компанией — "Леноблтеплоэнерго". В прошлом году она прекратила существование, присоединившись к "Газпром теплоэнерго" (ГПТЭ). В этом регионе был создан филиал ГПТЭ, который приступил к работе 1 сентября 2014 года.
В Петербурге и Ленобласти стратегии развития нашей компании разные. Это объясняется разными исходными условиями. В Петербурге мы начали работать в 2003 году, когда "Газпром" подписал со Смольным программы по развитию теплоэнергетики в пяти районах: Петроградском, Курортном, Петродворцовом, Центральном и Адмиралтейском. Свою миссию в этом смысле мы выполнили — программы успешно завершены. Мы построили 223 котельные, 53 центральных тепловых пункта, общая мощность которых превышает 2,5 тыс. МВт, переложили больше 900 км сетей. Размер инвестиций при выполнении этих программ превысил 23 млрд рублей. Это инвестиции "Газпрома" в теплоэнергетику Петербурга.
В 2003 году еще не было федерального закона "О концессии в теплоэнергетике", поэтому "Газпром" заключил договор с городом, получив построенные и реконструированные объекты в долгосрочную аренду. С 2006 года начался период окупаемости этих инвестиций: город поэтапно компенсирует их нам дотациями из бюджета. По сути, мы дали городу эти деньги взаймы.
Многие котельные в этих пяти районах были построены сразу после войны, а некоторые — еще до нее. Они требовали огромных затрат на содержание, так как были неэффективными, с большими потерями, многие угольные. Сейчас котельные автоматизированные, более экологичные, их обслуживание обходится дешевле. Плюс летом мы не отключаем горячую воду.

Программа закончена. Какие планы дальше?

— Пока мы живем в спокойном поддерживающем режиме, глобальных строек не планируем. При этом изучаем рынок, присматриваясь к новым девелоперским проектам, в которых могли бы поучаствовать для обеспечения теплоснабжения.

Какие изменения в деятельности "Петербургтеплоэнерго" произошли в связи с переходом компании в этом году под управление "Газпром теплоэнерго"?

— Никаких существенных изменений не произошло. Поясню: "Петербургтеплоэнерго" изначально было нашей дочерней компанией, о чем, к сожалению, в Петербурге не все знали. Она и сейчас остается в этом же качестве. Просто возникла необходимость повысить ее управляемость и прозрачность. Особенно с учетом перехода от этапа активного строительства к этапу повышения эффективности эксплуатации.

Какие это задачи?

— Профессиональная эксплуатация объектов, построенных по программе модернизации систем теплоснабжения, завершение работ по реконструкции, техническому перевооружению и строительству объектов теплоснабжения в Республике Карелия.

Наверняка вам, как и всем ресурсоснабжающим организациям (РСО), знакома проблема неплатежей.

— Это очень болезненная тема. Просроченная задолженность потребителей Петербурга за тепло перед нашей компанией уже превысила 1,9 млрд рублей, а общий долг потребителей перед "Петербургтеплоэнерго" перевалил за 2,4 млрд рублей. Причем, как показывает наша статистика, сами жители платят неплохо. Главное проблемное звено — управляющие компании.
Среди тех 23 регионов, где мы работаем, есть такие, которые успешно борются с этой проблемой. Один из главных способов — переход на прямые платежи. То есть мы сами, без посредничества управляющих компаний и расчетных центров, банков, выставляем счета жильцам, напрямую получаем от них платежи, судимся с должниками. А управляющие компании занимаются лишь управлением жилищным фондом, не являясь промежуточным звеном в платежах потребителей в адрес РСО.
Конечно, это требует очень больших затрат на содержание абонентской службы. Но это работа с хорошим эффектом.

Чтобы перейти на прямые платежи, нужно решение общего собрания собственников жилья. Убедить их принять такое решение очень сложно. Например, у ТГК–1 пока не получилось.

— Мы следим за тем, как развиваются отношения наших коллег из ТГК–1 с ООО "Жилкомсервис № 2 Василеостровского района" (этот жилкомсервис в 2012 году обанкротился по иску ТГК–1, с тех пор долг банкрота вырос с 369,3 млн почти до 570 млн рублей, и пока решить проблему его погашения не удается. — Ред.).
Я думаю, проблемы для ТГК–1 создает недобросовестная управляющая компания, которая, конечно, не заинтересована в переходе жильцов на прямые платежи, потому что тогда управляющие компании не смогут проворачивать махинации с этими деньгами.
Мы объясняем населению, что платить напрямую РСО — это благо, так как тогда добросовестные жильцы не будут отвечать за неплательщиков или долги своей УК, если она несвоевременно и не полностью перечисляет РСО полученные от населения деньги.
Второй способ борьбы с накоплением долгов — расщепление платежей: деньги от населения поступают на специальный счет в УК, а она автоматически перечисляет поставщикам коммунальных ресурсов ту часть денег, которая им причитается. То есть эти деньги, хоть и приходят на счет ЖКС, в руки им не попадают, и они не могут с ними ничего сделать.

Второй способ предполагает договоренность со Смольным. Она у вас есть?

— Диалог в этом направлении идет. В российских регионах обычно власти стараются создать централизованные расчетные центры, через которые проходят все жилищно–коммунальные платежи, и жители получают единые квитанции, в которых сведены вместе все платежи. Это удобно. Но здесь все зависит от того, прозрачно или нет работает расчетный центр. Если он работает прозрачно, то все в порядке, мы получаем от него детальную информацию о платежах и должниках.
Однако есть и такие расчетные центры, которые просто зарабатывают на взимании платежей. Например, в некоторых с нас берут по 3% с каждого платежа. Это уму непостижимо! Себестоимость не может превышать 1%.
Тариф петербургского ГУП "ВЦКП", которое обслуживает около 70% всех жилых домов в городе, составляет 2,7%. С одной стороны, это слишком дорого. А с другой — эти затраты должны нести не мы, а УК. Мы ведем переговоры с властями о том, что раз уж с нас взимают эти платежи, то нужно, чтобы их включили в наш тариф в виде предусмотренного процента рентабельности.

В 2013–2014 годах петербургские РСО высказывали недовольство тем, как работает ГУП "ВЦКП", и, заручившись поддержкой бывшего вице–губернатора Владимира Лавленцева, собирались создавать собственный биллинг. Сейчас обсуждение этой идеи сошло на нет. Как вы к ней относитесь?

— Это здравая идея, и переговоры на эту тему идут. Для нас создание собственного биллинга было бы выгодно. Хотя жилищный комитет, к сожалению, настроен на то, чтобы все платежи шли через ВЦКП. Мы считаем, что ВЦКП работает непрозрачно: непонятно, какие деньги и за какие периоды он нам перечисляет. Из–за этого не можем понять, кто перед нами закрыл долги, кто — нет и за какие периоды. Но мы находимся в диалоге с ВЦКП, и, я надеюсь, ситуация выправится.
Петербург — большой город, здесь можно экспериментировать с введением прямых платежей или созданием специализированных расчетных центров в пределах территории одного района. Главное, чтобы эти эксперименты приводили к результату — доведению собираемости платежей до 100%.
Мы можем и предлагаем городу поделиться нашим положительным опытом, накопленным при работе в других регионах. Городские власти, конечно, заинтересованы в решении проблемы неплатежей, так что, я думаю, рано или поздно это удастся сделать.

В Ленобласти ваша компания работает так же давно, как в Петербурге?

— Нет, в области мы с 2007 года, и наша миссия здесь принципиально отличается: мы только в начале пути развития. Все котельные, которые мы за это время построили в регионе, а их около 40 в восьми муниципальных образованиях, принадлежат нам, в отличие от петербургских, которыми владеет город.
В 2014 году глава "Газпрома" Алексей Миллер и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко договорились о реализации программы развития теплоэнергетики региона до 2019 года, она предварительно оценивается в 18 млрд рублей.
Мы планируем (при условии победы в конкурсе) реализовать проект реконструкции системы теплоснабжения Тихвина. Это один из самых сложных городов Ленобласти с точки зрения теплоэнергетики. Система теплоснабжения старая, сети почти полностью изношены, в городе одна огромная котельная, которая вдобавок принадлежит не только самому Тихвину, но еще и частным собственникам. В итоге каждый год город Тихвин несет огромные затраты на подготовку котельной и сетей к зиме, а они еще и не дают нужного эффекта.
По новому федеральному законодательству о теплоснабжении все инвестиции в эту отрасль осуществляются или в собственные объекты, или через концессию. Инструмент с арендой, как это было в Петербурге, больше не работает. Сейчас мы консультируем власти Тихвина, как правильно подготовить документы к концессионному конкурсу на реконструкцию системы теплоснабжения. Речь идет о строительстве нового источника теплоснабжения — котельной мощностью 180 МВт и реконструкции сетей. Стоимость проекта превысит 3 млрд рублей.

Что предполагает ваша помощь Тихвину в подготовке документов?

— Надо все объекты инвентаризировать, посмотреть, что именно с ними нужно сделать, актуализировать схему теплоснабжения и т. д. Это все обязанность муниципалитета. Но в муниципалитетах, как правило, нет специалистов, которые могут подготовить такие документы. Итоги конкурса подведут в ноябре.
Следующий на очереди — Бокситогорск. Там мы планируем реконструировать только тепловые сети, без котельной — она принадлежит "Русалу", который сам будет ее развивать. Сейчас бокситогорские сети у нас в аренде, срок которой истекает в этом году.
Очередная точка в Ленобласти — Ивангород. Но там мы будем заниматься системой теплоснабжения в 2016–2017 годах. Потом будут Щеглово и Токсово во Всеволожском районе. Потом Приозерский район, где нам предстоит реконструировать и источники теплоснабжения (наши котельные там работают на угле), и сети. Мы составляем план работ так, чтобы синхронизировать их с газификацией Ленобласти — такую программу сейчас реализует в этом регионе "Газпром".
Проблема в том, что тарифы на теплоснабжение в Ленобласти ниже, чем в Петербурге, поэтому окупить вложения гораздо тяжелее. Кроме того, там очень плохая платежная дисциплина, которая, помимо прочего, очень отличается в разных районах. Среди них есть благополучные, как, например, Ивангород, где мы напрямую взаимодействуем с каждой квартирой. Там уровень собираемости платежей 94% — это очень хороший показатель. Однако есть и очень тяжелые населенные пункты, где потребители не платят вообще и не открывают дверь судебным приставам. Там мы находимся в постоянном контакте с судебными приставами, прокурором, главой района.
Наиболее проблемные населенные пункты — это Бокситогорск, где долг УК составляет более 30 млн рублей, Лужский район, где общая сумма долга всех УК — почти 80 млн рублей. Усугубляется ситуация еще и тем, что в этом году УК проходили лицензирование. Многие компании сознательно не подавали документы на лицензирование. В итоге они ушли с рынка и не рассчитались по долгам перед поставщиками. Причем после этого владельцы УК открывают новую компанию и снова начинают копить долги. В Луге сейчас возбуждаются уголовные дела против руководителей таких УК по статье "мошенничество". Эта мера точно сработает и покажет, как не надо поступать, другим управляющим компаниям.

Не собираетесь продавать долги коллекторам? Ваши коллеги из ТГК–1 планируют так сделать.

— Мы держим этот вариант как запасной, однако пока на него не идем. Продать долг коллекторам значит лишиться какой–то части денег, а мы нацелены на то, чтобы их полностью взыскать.

Каким образом?

— Используем творческие приемы в работе, но остаемся в пределах закона. Большинство должников — это не бедные люди, они вполне платежеспособны.
В одном регионе мы разработали совместную программу Службы судебных приставов и ГИБДД. Приставы проводят рейды на дорогах вместе с ГИБДД. Если выявляют неплательщика, машину арестовывают. Это дает очень хороший эффект: в течение 1 дня должники, как правило, гасят весь долг, потому что не хотят остаться без машины. Мы применяем и другие творческие методы.
Конечно, все эти процедуры требуют времени и денежных затрат. Но по–другому решить проблему пока не получается.
Я уверен, что мы добьемся успеха, ведь информация быстро распространяется через сарафанное радио, и люди постепенно осознают, что за полученные услуги лучше платить вовремя.

О компании

ОАО "Газпром теплоэнерго"

> Компания создана в 2003 г. До ноября 2013 г. называлась ОАО "Межрегионтеплоэнерго". Компания входит в группу "Газпром межрегионгаз".
> Выручка "Газпром теплоэнерго" за 2014 г. составила 1,4 млрд рублей (в 2013 г. — 1,55 млрд рублей), чистая прибыль — 291,7 млн рублей (в 2013 г. — 189 млн рублей).
> В Петербурге работает структура "Газпром теплоэнерго" — ООО "Петербургтеплоэнерго", созданное в 2004 г. Компания занимает 7% петербургского рынка теплоэнергетики.


Биография

Леонид Богорад

> Родился в 1979 г. в Ленинграде. Окончил СПб госуниверситет аэрокосмического приборостроения по специальности "юриспруденция". В 1998–2003 гг. работал в бизнес–структурах Петербурга, в ФГУП "Росморпорт".
> С 2004 г. работает в системе "Газпром межрегионгаз". Возглавлял компании "Салават Транс", "Салаватнефтехимремстрой", "Ивановогоргаз", "ССЕ Лимитед" и др. С 2008 г. — гендиректор ООО "Нефтяной дом".
> С декабря 2012 г. — гендиректор "Газпром теплоэнерго".