Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет, почему россияне продолжают беднеть.
Вот как бывает — скажешь что–нибудь, а через пару недель умные люди подтвердят твои слова. Две недели назад я писал о том, что своим ростом в начале нулевых российская экономика отчасти обязана не столько импортозамещению, сколько обнищанию. Предприятия сократили издержки на зарплату, но не цены, благодаря чему получили дополнительную прибыль, которую впоследствии успешно инвестировали. Возможно, кто–то рассчитывает, что это лекарство сработает и сейчас, но пока что статистика не показывает, что доходы превращаются в инвестиции.
Все так, говорит Bank of America устами сотрудников своего московского офиса: "Доходы корпораций достаточно высоки в годовом исчислении, и мы ожидаем активного роста доходов корпораций в качестве основного фактора, способствующего стабилизации и восстановлению экономики в ближайшем будущем". Правда, покупать акции российских компаний Bank of America не советует в любом случае, рассудительно предлагая подождать, пока растущие прибыли обернутся золотым дождем инвестиций. И Bloomberg с этим согласен, по данным агентства, по сравнению с предыдущим годом прибыль российских корпораций в первой половине 2015 года возросла на 43%, впрочем, Росстат говорит то же самое.
Некорректно будет сказать, что на столько же упали доходы граждан (хотя, считая в долларах, это так и есть), но связь между ростом доходов одних и падением доходов других все–таки существует. Кто–то заработал много денег, а кто–то все потерял и даже умер, как однажды пошутил на Давосском форуме российский вице–премьер.
Можно даже подумать, что комиссары российского государственного капитализма вдохновляются исключительно сталинским учебником политэкономии. Конкретно — той его главой, где разъясняется, что "основной экономический закон последней стадии капитализма заключается в обеспечении максимальной прибыли путем… разорения и обнищания большинства населения…".
Казалось бы, разорение потребителя никак не может входить в планы ни здравомыслящего предпринимателя, ни государственного чиновника. Однако, как замечал еще Козьма Прутков, иногда усердие превозмогает и рассудок. Поэтому рассуждения о том, что таки да, потребителя разоряют вполне сознательно, отдают конспирологией. Однако документальное подтверждение таким мыслям неожиданно дает бюллетень Аналитического центра при правительстве РФ, который сообщает, что в 2014–2015 годах производство крупного рогатого скота на убой выросло всего на 1,3%, а общее поголовье — даже сократилось на 3%; производство мяса птицы, служившее образцом импортозамещения, выросло на 11%, в то время как год назад его рост составлял 13%, производство молока не растет, притом что импорт упал на 30%. Собственно, вот вам и официальный ответ на вопрос, почему все так дорого стало в магазинах, вопрос, актуальный для страны, в которой треть расходов домохозяйств приходится на покупку еды. Производство продуктов питания расти не будет, потому что никакой хозяйственник не будет увеличивать производство, когда при отсутствии конкурентов можно спокойно повышать цены, а на повышение потребления рассчитывать нельзя.
Рассчитывать на рост потребления нельзя не только из–за низких цен на нефть, но и из–за того, что и "рост доходов" в нулевые был в значительной степени иллюзорным. Рост потребления еще не синоним роста доходов, когда вы можете наращивать объемы потребительского кредитования чуть ли не на 50% в год, как это было в 2012 году. Автосалоны и торговые центры, турпоездки и бутики, новые гаджеты и развлечения — все это подогревалось потребительскими кредитами, причем по высоким ставкам. Однако уже 2 года, как ежемесячный прирост потребительских долгов сравнялся с процентными платежами, и граждане не то чтобы задумались об экономии, а просто вынуждены тратить большую часть своих доходов на обслуживание долга. Для падения потребительского спроса этот фактор носит фундаментальный характер. А те, кому нынешняя ситуация принесла те самые "большие деньги", не торопятся с ними расставаться.
Собственно, так и выглядит описанная в учебниках экономики стагфляция — рост цен провоцирует падение доходов, падение доходов заставляет снижать потребление, снижение потребления заставляет сокращать производство, сокращение производства провоцирует недостаток товаров и повышение цен. По этому замкнутому кругу можно ходить довольно долго.