В наши дни Полиграф Полиграфович Шариков непременно бы предложил для преодоления кризиса начать печатать рубли и раздавать их проверенным начальникам. Однако включение печатного станка России не поможет. Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет почему.
Всем известен вклад в сокровищницу марксизма–ленинизма, внесенный начальником подотдела очистки Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Взять все, да и поделить, заявил человек с собачьим сердцем, ознакомившись с теоретическими спорами Энгельса и Каутского. А то пишут, пишут, конгресс, немцы какие–то… а тут один, понимаешь, в семи комнатах расселся, а другой в сорных ящиках питание ищет…
В наши дни Полиграф Полиграфович непременно высказался бы по вопросу денежной политики. Взять и денег напечатать, вынес бы он свою резолюцию, а то в Америке, понимаешь, нулевая ставка, а у нас закредитованные люди уже в башку стрелять начали…
В самом деле, мысль о том, что узлы российского экономического кризиса можно разрубить, напечатав денег и раздав их проверенным начальникам подотделов очистки, постепенно овладевает массами и становится материальной силой. Почему Америке можно, а нам нельзя, обиженно стучит кулаком по столу суверенный экономист. Агрегат М2, инфляция какая–то… Вон за океаном печатают деньги, а инфляции нет… А у нас вроде не печатают, но цены прибавляют по 15%. К зарплате бы так прибавить… А на продукты — так и все двадцать. Надо и нам напечатать… Деньги–то. Самое главное здесь — чтобы деньги в правильные руки попали. Не просто населению раздать, а нужным людям, на производство реальное. (А оно что, нереальное бывает, производство, усмехнулся бы в этом месте профессор Преображенский.)
Можно, конечно, сказать, что и сейчас никто не мешает потенциальным получателям свеженапечатанных рублей выпускать облигации, закладывать их в Центральном банке и выкупать на вырученные деньги государственные обязательства. Кто скажет, что это не есть скрытая эмиссия, пусть первый бросит в меня камень. Но нас–то интересуют вопросы теоретические.
Действительно, несмотря на мягкую денежную политику Федеральной резервной системы, американская инфляция почему–то измеряется процентами, а в России, где денежная масса вроде и сокращается, инфляция не уменьшается и по–прежнему остается в несколько раз больше американской. От идеи победить рост цен, напечатав рубли, попахивает карго–культом, но все же любопытно: почему в одних странах получается оживить экономику, вливая в нее деньги, а в других — нет?
Да печатайте сколько угодно, кто вам мешает, мог бы сказать Полиграфу Шарикову директор ФРС. Хотите знать, почему у нас эмиссия есть, а инфляции нет? Ну, причин много. Потому что у нас богатое население и высокая стоимость труда. Да, увеличение денежной массы работает на снижение процентной ставки, и мы провоцируем предпринимателей занимать деньги, вкладывая их в производство, а не ждать получения доходов по депозитам. И еще — доля малого и среднего бизнеса в американской экономике совсем иная, чем в российской… И главное — статистика доказывает, что напечатанные доллары направляются преимущественно на покупку активов, а не на производство и потребление, которые эту инфляцию в основном и разгоняют… Как там у вас с активами? Ах да, капитализация Apple сопоставима с капитализацией всей российской биржи… Плюс степень монополизации, плюс уровень конкуренции… И не забудьте — ваше население как получало в месяц долларовую стоимость 10 баррелей нефти, так и получает.
Может быть, вы насчет доходов граждан сначала подумаете? Ах да, увеличь им доходы, они же сразу импорт начнут покупать, будь он трижды санкционный…
Здесь надо добавить, что вопреки всем рассуждениям о растущей роли рубля, валютном союзе с Китаем и создании эмиссионного центра в Москве, рубль был и остается очень маленькой валютой. Согласно данным SWIFT, его доля в международных расчетах полтора года назад составляла 0,4%, а сейчас вообще снизилась до 0,2%.
У турецкой лиры эта доля больше. К слову, за это же время эта доля выросла у доллара США до 47% и у китайского юаня — до 2,5%.
Дополнительные деньги для экономики — все равно что анаболики и допинг для атлета. Да, это работает, но при условии интенсивных занятий. Если вы каждый день "работаете с железом", то препараты действительно помогут вам набрать мышечную массу и облегчить тренировки. Но если вы просто будете кушать протеиновые батончики килограммами, лежа на диване с журналом Muscle & Fitness, то Шварценеггер из вас вряд ли получится, а вот проблемы со здоровьем не заставят себя ждать.