Редактор "ДП" Александр Сологуб о том, что мешает жетонам петербургского метро стать полноценной валютой.
Вопреки всем современным трендам, когда компании стремятся автоматизировать бизнес–процессы, чтобы повысить их прозрачность и эффективность, ГУП "Петербургский метрополитен" работает по старинке. Только за последние 2 года идея отказа от продажи жетонов высказывалась разными чиновниками Смольного неоднократно, но каждый раз руководство ГУПа находило объяснения, почему это невыгодно делать именно сейчас: надо закупать новое оборудование, а это дорого и неприемлемо в условиях дефицитного бюджета. Впрочем, дороговизна не помешала перейти на современные технологии оплаты проезда московскому, нижегородскому метрополитенам. Да и разговоры о миллионных тратах при многомиллиардных субсидиях из городского бюджета звучат не очень серьезно.
Читайте также:
Метро
Станция метро "Садовая" закрыта на вход и выход
Зато жетон петербургского метрополитена — это почти деньги. Фактически проезд в подземке оплачивается в тот момент, когда гражданин опускает его в турникет, то есть жетон становится средством платежа. А до этого момента жетон — средство сбережения, накопления. Как только в декабре 2014 года граждане узнали, что с 1 января стоимость проезда в метро повысится с 28 до 31 рубля, они тут же бросились скупать жетоны. Метрополитен даже ограничил их продажу из–за дефицита. Кстати, в отличие от рубля, жетон всегда дорожает, как доллар. Чтобы стать полноценными деньгами, жетону не хватает всего одной функции — меры стоимости. Ничто, кроме поездок в метро, жетонами не измеряется. Хотя в магазинах, когда не хватает мелочи, продавцы не брезгуют их принимать. Метровалютой можно рассчитаться за какую–нибудь мелочь, например за жвачку или зажигалку. Даже если цена товара в рублях чуть выше.