Дальнобойщики планируют блокировать грузовое движение на Москву. "ДП" проследил, как развивался протест дальнобойщиков против "Платона" и чего они уже добились.
Сообщения с призывом к блокаде Москвы и Московской области дальнобойщики распространяют в социальных сетях и мессенджерах с 16 ноября. "Дорогие дальнобойщики, если мы хотим, чтобы нас услышали, надо всем вместе заблокировать Московскую область… По–другому нас никто не услышит… 21 ноября 2015 года всем собраться в Москве, будем блокировать МКАД. Не поленитесь. Если сейчас не добьемся отмены дорожного налога, то всю жизнь будем кормить правительство", — говорится в призыве к дальнобойщикам.
А перед тем как пойти на Москву, завтра, 19 ноября, петербургские грузоперевозчики намерены провести акцию "Улитка" — с 11:00 грузовики будут двигаться с небольшой скоростью по кругу на участке Московского шоссе: от КАД до Дунайского пр.
Бизнес с друзьями
Протестное движение грузоперевозчиков возникло в результате введения правительством РФ автоматизированной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам — "Платон". С 15 ноября система берет деньги с владельцев грузовиков тяжелее 12 т в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовым транспортом. Дальнобойщики прозвали налог сбором Ротенберга — по имени одного из друзей Владимира Путина, участвующего в создании "Платона". По поручению Минтранса реализацией этого проекта занимается ООО "РТ–Инвест транспортные системы" (РТИТС), аффилированное с корпорацией "Ростех", которую возглавляет Сергей Чемезов, давний знакомый президента РФ Владимира Путина. Также в числе собственников значится Игорь Ротенберг, сын еще одного друга президента РФ Аркадия Ротенберга. Они получили право взимать с дальнобойщиков плату в течение 13 лет.
Волны забастовки
Акции протеста против запуска "Платона" дальнобойщики начали проводить с начала ноября. В ходе первой акции протеста, 2 ноября, дальнобойщики определенное время двигались по федеральным трассам со скоростью 10–20 км/ч. Но на них не обратили внимания ни правительство РФ, ни пресса.
Второй протест, состоявшийся 11 ноября, когда большегрузы выстроились вдоль обочин федеральных трасс, уже активно освещался в прессе, и на него Минтранс отреагировал снижением стоимости проезда с 3,73 до 1,53 рубля за километр. Такой тариф будет действовать до 29 февраля 2016 года, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он подрастет до 3,06 рубля.
Одновременно с этим
Минтранс заявил, что за неоплату проезда перевозчиков штрафовать не будут по всей стране, кроме Московской области. Но эти заявления не успокоили дальнобойщиков.
Москва — основной пункт назначения у многих компаний. "У нас 80% заказов в столичном направлении", — отмечают многие петербургские перевозчики. Поэтому дальнобойщики собрались вновь 15 ноября на стоянке около Морского рыбного порта. Глава НП "Грузавтотранс" Владимир Матягин, заявил тогда, что перевозчики решили не выходить в рейсы на Москву, пока не будет введен мораторий. Надо сначала протестировать, отладить, а уже потом запускать в коммерческую эксплуатацию, уверен Владимир Матягин.
Загадка "Платона"
Многие перевозчики до сих пор не получили бортовые устройства, фиксирующие расстояние, пройденное по федеральной трассе. "У нас только сегодня появилась возможность получить бортовые устройства. Пытались ездить по маршрутным картам. Не можем понять, получим штрафы или нет. Очень много неопределенности", — говорит генеральный директор ООО "Союз–химтранс–Авто" Артем Баршай.
Система, в которой нужно регистрироваться через Интернет, работает с перебоями, очень сложно оформить маршрутную карту, перевести деньги на счет, с которого должны списываться средства в оплату проезда, жалуются все без исключения перевозчики. А в Росавтодоре уверяют, что система работает абсолютно нормально.
Вопросы возникают и у бухгалтеров транспортных компаний. "Клиенты хотят, чтобы мы выставляли счета, указывали в них стоимость проезда по федеральной дороге отдельной строкой и без НДС. Как потом объяснить это налоговой, пока непонятно", — говорят перевозчики.
По данным "Росавтодора", только за первый день в федеральный бюджет поступило порядка 35 млн рублей от перевозчиков. И это при том, что, по словам председателя правления Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, в системе зарегистрировалось около 65 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тыс. автомобилей. А всего в России около 1,8 млн большегрузов. То есть большая часть владельцев грузовиков пока еще вне системы. И среди них не многие готовы протестовать.
"Душой и сердцем мы с коллегами, поддерживаем их, но обычно в таких акциях не участвуем", — говорит один из перевозчиков. Другой его коллега отмечает, что перевозчики разделились на три группы: первая — активные протестующие, вторая — законопослушные, третья — пассивные наблюдатели, ожидающие, что первые добьются отмены "Платона".