Депутаты внесли в Госдуму проект закона о возможности не признавать в России решения Европейского суда по правам человека. Это происходит как раз в момент некоторого сближения с Западом по вопросу сирийского конфликта — видимо, чтобы никто не подумал, что это сближение, чего доброго, получит расширение.
Законопроект о приоритете решений Конституционного суда над решениями Европейского суда по правам человека внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов во главе с председателями комитетов по конституционному законодательству Совета Федерации Андреем Клишасом и Госдумы — Владимиром Плигиным. Что делает документ имеющим все шансы на принятие.
Суть в том, чтобы дать КС право не признавать решений как ЕСПЧ, так и других международных судов. Орган исполнительной власти может обратиться в ведомство Валерия Зорькина, если заподозрит, что при исполнении решения могут возникнуть расхождения с российской Конституцией — и суд, соответственно, эту коллизию по запросу разберет и вынесет постановление, возможно ли исполнить решение или нет "с точки зрения основ конституционного строя России и установленного Конституцией РФ правового регулирования прав и свобод человека и гражданина".
Этот законопроект внесен во исполнение постановления самого же КС от 14 июля, когда судьи решили, что Европейская конвенция о защите прав человека не может отменять приоритет Конституции и "их практическая реализация в российской правовой системе возможна только при условии признания за основным законом нашей страны высшей юридической силы". С запросом в КС на эту тему обращались опять же депутаты Госдумы. То есть произошел такой междусобойчик. Депутаты спросили КС, может ли он принимать решения об отказе исполнять решения, КС ответил, что может, и депутаты написали законопроект.
Идея выведения российской правовой системы из-под юрисдикции международных структур — очень давняя греза российских властей, которые недовольны тем, что Страсбург вечно присуждает обратившимся россиянам победы и компенсации. Но острую актуальность вопрос приобрел после того, как несколько международных судов приняли решения о выплате многомиллиардных, в евро, компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа.
Источник: ЕСПЧ
Еще в 2010 году КС провозглашал в одном из постановлений, что "обязательный для Российской Федерации характер решений Европейского суда по правам человека вытекает из статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которой ратифицировавшее ее государство обязуется исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по делам, в которых это государство является стороной". В том деле несколько заявителей из России жаловались, что выиграли дела в Страсбурге, но не смогли на этом основании добиться пересмотра в России. И КС настоял на том, чтобы в ГПК РФ были внесены изменения, позволяющие считать решения ЕСПЧ о признании нарушения Конвенции основанием для пересмотра дела.
Никаких дополнительных рамок в законопроекте нет, и нововведение может коснуться не только дела ЮКОСа, но и самого широкого круга заявителей. Владимир Плигин пояснил, что решения не будут исполняться, к примеру, в отношении "исков лиц, отбывающих наказание, для возможности реализации активного избирательного права или по установлению дополнительных социальных гарантий для военнослужащего", так как они "затрагивают основы конституционного строя".
Несмотря на то что эпопея с частичным отказом от международной юрисдикции продолжается уже много месяцев, нельзя не отметить, что парламентарии выбрали весьма удачный момент для того, чтобы предпринять конкретные действия. То есть как раз в момент относительного сближения с Европой на почве борьбы с терроризмом. Пока тема сотрудничества с европейцами начала возвращаться на телеэкраны, Москва делает демонстративный шаг, показывающий, что сотрудничество носит сугубо тактический характер, ограниченный рамками сирийского конфликта.