00:4324 ноября 201500:43
512просмотров
00:4324 ноября 2015
Neste планирует строить в России от двух до пяти АЗС в год, а также допускает возможность покупки небольших сетей.
Компания "Несте Санкт–Петербург", на 100% принадлежащая финскому концерну Neste Oy, может инвестировать в 2016 году до 15 млн евро в развитие сети АЗС в России. Вкладывать средства компания готова при наличии подходящих участков с полностью оформленной документацией.
"Понимая, что подготовка участков занимает немало времени, в ближайшие годы мы планируем строить от двух до пяти АЗС в год, — рассказывает генеральный директор ООО "Несте Санкт–Петербург" Гинтарас Мацияускас, — тут не все зависит только от нас, это сложный бюрократический процесс".
Обостренная конкуренция
На сегодняшний момент в России у Neste насчитывается 70 АЗС. Из них 45 — непосредственно в Петербурге, 17 — в Ленобласти, и еще по четыре в Псковской и Новгородской областях.
Различаются заправки и по типам. Так, 50 — это АЗС полного сервиса, где предоставляется полный спектр услуг, включая магазин, кафе, на многих — автомойку, 16 — автоматические АЗС Express, также есть станции формата гипермаркет вблизи крупных торговых центров.
Петербургский рынок розничной торговли автомобильным топливом считается наиболее конкурентным и насыщенным в стране. В последнее время число АЗС в нем изменяется незначительно. Сейчас, по данным информационного агентства "АИ–92", в городе работает 478 АЗС, еще 266 предлагают свои услуги в Ленинградской области. Таким образом, по количеству АЗС доля Neste на рынке Петербурга и Ленобласти составляет 8,3%. Это наилучший результат, которого удалось добиться иностранным топливным операторам на российском рынке. Так, у англо–голландской компании Shell — 5,6%, у норвежской Statoil — 2,2%.
Два пути
При такой насыщенности рынка строить новые АЗС не так–то просто, однако перспективы для развития сети, безусловно, есть.
Так, по мнению президента НП "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга" Олега Ашихмина, главный резерв — это новые кварталы и микрорайоны, которые сейчас активно строятся за кольцевой автодорогой.
"В ближайшее время мы планируем развиваться на тех участках растущего города, где есть оживленное движение, а инфраструктура, в том числе и АЗС, отстает, — рассказывает Гинтарас Мацияускас. По его словам, Петербург прирастает своими пригородами (Шушары), городами–спутниками (Колпино) и подобными агломератами. Строятся новые дороги. Здесь Neste и видит свое развитие в ближайшие годы.
А вот развиваться далеко от города в самом ближайшем будущем не планируется. "Существующая сеть охватывает все внешние направления в той мере, в какой это нас сегодня удовлетворяет", — отмечает Гинтарас Мацияускас.
Отметим, что самая дальняя от Петербурга действующая АЗС Neste находится на расстоянии 270 км в поселке Крестцы на московском направлении, а самая западная — в Ивангороде, на границе с Эстонией.
Компания "Несте Санкт–Петербург" не только заинтересована в гринфилд–инвестициях, но и не исключает возможности приобретения небольших сетей или отдельных АЗС.
По словам Олега Ашихмина, переговоры между участниками рынка идут постоянно. Так, некоторые компании разоряются и выставляют бизнес на продажу. Другие хотят быть представленными равномерно во всех районах города, чтобы приверженцы бренда всегда могли найти свою заправку, и предлагают компаниям с большим числом АЗС в каком–то районе продать одну из них. Так что смена собственника АЗС — это не такая уж редкость для рынка.
Долгая история
Финская компания Neste присутствует на рынке Петербурга уже 25 лет — дольше, чем некоторые российские нефтяные компании. В 1990 году в Ленинграде было создано одно из первых совместных российско–финских предприятий "Петро Сервис", акционерами которого стали финская компания Neste и организация "Леннефтепродукт". Neste вошла в СП деньгами и своим know how, а "Леннефтепродукт" предоставил несколько старых АЗС. Станции были реконструированы, и в 1991 году была открыта первая АЗС на Васильевском острове, которая существует до сих пор.
Первые реконструированные АЗС открывались и работали под брендом "Петро Сервис", а под брендом Neste в 1993 года были запущены построенные с нуля АЗС в Петербурге и Выборге. В 1997 году финская компания выкупила акции российского партнера, и сегодня единственным владельцем "Несте Санкт–Петербург" является материнская Neste Oy.
Несмотря на иностранных владельцев, на АЗС "Несте Санкт–Петербург" в основном продается топливо, произведенное на российских заводах. Но в компании считают, что главное — не место производства бензина, а его качество. В 1999 году был построен собственный терминал для хранения светлых нефтепродуктов, что позволяет постоянно контролировать качество топлива — как при его приемке, так и во время хранения. Регулярный мониторинг качества топлива проводится и на АЗС.
Сервис решает все
Помимо увеличения сети АЗС компания планирует направлять инвестиции на технические и функциональные улучшения существующих АЗС, развитие сервиса, а также в развитие персонала.
В 2011 году Neste начала ребрендинг своей сети, АЗС стали более современными и экологичными, изменилась концепция магазинов и кафе.
Сейчас ребрендиг стал общей тенденцией для топливного рынка: многие крупные топливные сети проводят модернизацию, затрагивающую как внешнее оформление станций, так и их внутреннее пространство.
По оценкам экспертов, доля доходов АЗС от реализации сопутствующих услуг в Европе составляет более 50%, тогда как в России — не более четверти, а значит, есть большой потенциал для роста. Это особенно актуально в связи со снижением маржинальности топливного бизнеса.
Neste с начала работы в России стремилась продвигать на рынок привычный для европейского потребителя комплексный подход к обслуживанию на АЗС. Именно на Neste впервые появились магазины открытого типа, бесщеточные автомойки и принцип "сначала заправься — потом заплати".
Дополнительные сервисы, по словам Гинтараса Мацияускаса, служат прежде всего для привлечения клиентов, а "нетопливные" доходы уже сегодня дают значительную прибыль компании, и их доля будет расти.
Он отмечает, что потенциал для развития в Петербурге еще не исчерпан, за его пределами возможностей еще больше. Конкуренция велика, и клиенты становятся требовательнее к качеству топлива и услуг, что заставляет работать более активно.