Балтийский банк опубликовал сообщение о намерении обанкротить предприятия группы "СТК" — петрозаводского дилера Nissan, Mitsubishi, Datsun, Ford, Renault, Chevrolet и Opel, который в 2003 году вышел на петербургский рынок. Автохолдинг с годовым оборотом в 5 млрд рублей задолжал банкам более 2,5 млрд.
Балтийский банк подал иски о банкротстве двух из девяти структур крупной карельской автодилерской группы "СТК" — ООО "СТК-Альфа" (дилер Nissan, оборот в 2014 году 612 млн рублей, займы и кредиты — 200 млн) и ООО "СТК-Астра" (дилер Opel, оборот 450 млн рублей, долги 250 млн). К остальным компаниям банк адресовал уведомление о намерении подать иски о банкротстве до конца ноября. После этого иск к группе и ее совладельцам подал Сбербанк: он взыскал долги с них в третейском суде, а 11 ноября предъявил решение суда к принудительному исполнению в Арбитражный суд СПб и ЛО. В банках и в компании пока не прокомментировали ситуацию.
Группа "СТК" была создана в Петрозаводске в 1991 году на базе комсомольского спортивно-технического клуба (СТК). Начав со станции техобслуживания (а также собственной охранной фирмы "Лионс" для решения вопросов с криминальным миром), к середине 1990-х компания обзавелась собственным авторынком — первым в Карелии. Первый дилерский контракт фирма заключила в 1999 году с Suzuki Motor Finland. Затем в 2003 году — с Renault, и тогда же группа "СТК" начала строить автоцентр Renault и Nissan площадью 6,9 тыс. м2 в Петербурге на проспекте Косыгина. Этот центр был открыт в конце 2004 года, к тому времени группа имела контракты также с Nissan, Ford, Mitsubishi и Chevrolet. С началом кризиса группа отказалась от дилерства Renault в Петербурге и отдала весь автоцентр под Nissan, что сделало ее крупнейшим дилером этой марки в городе. А в 2014 году автохолдинг сделал в Петербурге ставку на возрожденный бренд "Ниссана" — Datsun.
Сегодня владельцами группы являются, по данным СПАРК, местные предприниматели Олег Зобин, Леонид Мартынов, Андрей Чернобай и Владимир Распутин. Общий оборот группы в 2014 году при долговой нагрузке в 2,5 млрд рублей составил около 5 млрд рублей. Из них более 2 млрд выручки принес петербургский автоцентр — ООО "СТК-центр".
Примечательно, что иск о банкротстве СТК — первый у Балтийского банка после введения в нем санации в прошлом году иск к должнику, не связанному с бывшими акционерами кредитной организации. До сих пор банк судился только со структурами своих бывших акционеров Андрея Исаева и Олега Шигаева.
По мнению экспертов авторынка, проблемы "СТК" скорее общие для всех автодилеров, нежели частные. "Падение авторынка очевидно и бесспорно, ни один дилер не может достоверно прогнозировать спрос и в в соответствии с этим делать закупки машин на склады. А это сказывается на возможностях обслуживать старые долги, которые есть у всех, — рассуждает региональный директор "Автомотоклуба" Николай Степанов. — Но у них крепкий тыл, ведь они являются практически монополистами по своим маркам в Петрозаводске, да и в Петербурге у них дела идут довольно успешно. Главное их преимущество — это хороший портфель брендов. Nissan, Toyota, Ford — это марки, имеющие очень высокий уровень локализации, что позволяет им поддерживать конкурентные цены в условиях нестабильности рубля".
На момент публикации представители СТК не представили своих комментариев по поводу сложившейся ситуации.