Почему петербургская промышленность показывает плохую статистику

Автор фото: Сорокин Донат/ТАСС

Редактор "ДП" Александр Сологуб объясняет, почему в этом году петербургская промышленность показывает плохую статистику.

Что происходит с отечественной промышленностью? Она падает. Это следует из данных Росстата. Чиновники каждый месяц пытаются придать негативной динамике позитивную окраску: промышленность адаптировалась, вот–вот достигнет дна и оттолкнется. Но в каждом следующем месяце статистики рапортуют о новом падении.
Когда общаешься с петербургскими промышленниками, возникает ощущение, что все, конечно, плохо, но все же не настолько, как следует из статистической информации. Вот в Петербурге индекс промпроизводства за 10 месяцев этого года упал на 8,3%. Много это или мало — непонятно, пока не сравнить, например, с соседним регионом — Ленобластью. Там промышленность упала за то же время всего на 0,8%. И это странно. Ведь в Петербурге более разнообразная индустрия, много оборонных предприятий, щедро обеспеченных госзаказом. Только верфи, достигшие в этом году пика загрузки, чего стоят!
Можно сопоставить индекс с динамикой потребления электроэнергии. Она ведь тратится, в частности, и на выпуск товаров и услуг. Так вот, потребление электроэнергии, по данным Единой энергосистемы РФ, сократилось в среднем по стране с начала года на 1,9%, а по Северо–Западу намного меньше — всего на 0,13%. Понятно, что не совсем корректно сравнивать динамику по макрорегиону с динамикой по Петербургу. Но все же Петербург в этом макрорегионе — крупнейший экономический центр, оказывающий существенное влияние, в частности, и на потребление электроэнергии.
Еще можно взглянуть на динамику погрузки товаров на железной дороге. Этот показатель прекрасно характеризует как выпуск продукции, так и спрос на нее: рост погрузки означает, что товар не залеживается на складе, а идет к потребителю. По данным РЖД, темпы снижения погрузки замедляются. За январь–октябрь объем погрузки оказался ниже на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. А в ноябре и вовсе вышел на прошлогодний уровень. По нашей ОЖД показатели лучше.
Все это только укрепляет мысль, что не все так плохо в промышленности, как следует из данных Росстата и его "дочки" "Петростата". Почему у них такие цифры, можно узнать из методики расчета индекса промпроизводства. Ознакомившись с ней и опросив о нюансах специалистов, приходишь к выводу, что статистики не обладают достаточной гибкостью, чтобы учесть региональные особенности. Индекс промпроизводства "Петростата" теряет репрезентативность из–за того, что его расчет основан на общих для всех выборках предприятий и товаров, по которым рассчитывается значение индекса. Оно и понятно: иначе нельзя будет сравнивать и агрегировать данные по всем регионам. А тут и проявляются особенности.
Например, в судостроении при расчете индекса промпроизводства "Петростат" учитывает такие товары–представители, как спортивные и прогулочные суда, но не считает ледоколы, подводные лодки, корветы и фрегаты, которые в основном и строят наши верфи. Еще пример: в Петербурге расположен крупнейший в стране энергомашиностроительный холдинг. Но изготовление его продукции (турбин) занимает годы. Его работу статистики "не замечают" до тех пор, пока изделие не будет готово, — и тогда на бумаге производство резко подскакивает.
Так что не все печально в петербургской промышленности, просто статистики не видят, насколько все хорошо.