Журналист Андрей Архангельский о фильме "Шпионский мост" Стивена Спилберга.
Пока русская психологическая школа находится в загоне, американское кино выжимает из системы Станиславского все что может. Причем это касается не только актерской игры (погружение в образ и т. д.), но и выбора самих героев. Всем более–менее известна история советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер, 1903–1971): нелегал, с 1948 года работал в США, в 1957 году был арестован, затем обменян на сбитого над СССР пилота Пауэрса. Фильмы "Щит и меч" и "Мертвый сезон" — это так или иначе про Абеля: в последнем он даже появлялся перед началом фильма с вводной речью к телезрителям.
Спилберг — ввиду схожести нынешней международной обстановки с временами холодной войны — тоже запросто мог бы снять фильм о советском разведчике или о каком–нибудь, например, американском шпионе–герое тех же лет. Так поступил бы нормальный российский режиссер. Отличие американского подхода в том, что в качестве героя там все чаще выбирают маленького — с точки зрения истории — человека. Центральной фигурой, соединяющей обе части фильма (про Абеля и про Пауэрса), становится адвокат Джеймс Донован. В 1957 году американские власти попросили Донована для демонстрации законности (каждый в США имеет право на защиту) стать адвокатом советского разведчика. Но выступать на процессе Донован должен был как частный адвокат, никак не связанный с государством. Одновременно он вынужден оставить свою страховую практику, бросить дела в собственной конторе. А еще — Донован таким образом обрекал себя на неминуемую общественную ненависть. Ведь в 1950–е, во времена холодной войны, всякий, кто брался защищать советского агента, автоматически становился в глазах общества предателем (то есть "ничего нового под Луной", как говорят в таких случаях). Но вот какой фокус: пласты тогдашней истории мы наблюдаем именно глазами маленького человека (в роли Абеля — британский театральный актер Марк Райлэнс, Том Хэнкс — в роли адвоката Донована). Благодаря этой оптике мы видим не иллюстрированные страницы "Википедии", а живое погружение в историю, ведь зритель ассоциирует себя с адвокатом, а стало быть, смотрит на происходящее снизу вверх — как обычный человек, живший в то время, — что в СССР, что в США.
И еще, конечно, важнейший момент. То, что Абель не закончил свою жизнь на электрическом стуле, а был обменян на летчика Пауэрса, тоже случилось благодаря усилиям того самого "маленького человека" — Донована. То есть вот подлинное величие, говорит нам фильм: не побоявшись трудностей, сохранить жизнь людей и способствовать мирному разрешению политического конфликта. 10 февраля 1962 года на границе между Западным и Восточным Берлином на Глиникском мосту (отсюда и название фильма) Рудольф Абель был обменян на Пауэрса. В конце истории адвокат Донован получил свои 5 минут славы: всем теперь становится ясно, чьими усилиями конфликт был разрешен.
Что тут скажешь. Классическое американское кино о том, что каждый должен быть на своем посту честен, профессионален и верен своим принципам. Независимо от политической погоды.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм "Самый лучший день"