Несмотря на осложнение отношений с Турцией, поставки тканей и одежды оттуда не попали под запрет, хотя на таможне их проверяют особенно тщательно. Дело в том, что альтернативы этим турецким товарам пока нет.
С 1 января 2016 года запрещены к ввозу в Россию из Турции свежие фрукты, овощи и некоторые виды замороженного мяса. Как заявил на прошлой неделе глава Минпромторга России Денис Мантуров, ограничение на импорт продукции легкой промышленности из Турции пока вводиться не будет. "Мы внимательно изучаем этот вопрос. На сегодняшний день по легпрому, особенно если мы говорим о сырье, пока ограничения вводиться не будут, потому что нам самим выгодно получать недорогое сырье из Турции", — цитирует его слова ТАСС. Однако производители уже озадачились поиском альтернативы турецкому сырью.
Одежные сети не пострадают
С точки зрения поставки готовой одежды Турция не является ключевым партнером для петербургских одежных сетей. Свои заказы на пошив изделий компании, которые продают одежду, чаще всего размещают в Китае, Индии и Бангладеш. Даже после резкого падения курса рубля по отношению к доллару шить в Азии по–прежнему гораздо выгоднее.
Так, "
Мэлон Фэшн груп
" сотрудничает с Китаем, Бангладеш, Индией. Сеть Sela (в Петербурге 24 магазина) тоже не шьет свои изделия в Турции — это слишком дорого, пояснили в компании. Это же подтверждают данные Северо–Западного таможенного управления: по объему поставок одежды Турцию ожидаемо и значительно опережает Китай. К примеру, в III квартале 2015 года из Поднебесной было импортировано трикотажной одежды на $91,2 млн, а из Турции — всего на $10,2 млн.
Ничего удивительного в этом нет, считают эксперты. "Гораздо больше примеров совместных российско–турецких предприятий на территории страны (включая "Брис Босфор", например, или предприятия Gloria Jeans)", — говорит Дарья Ядерная, генеральный директор Y–Consulting.
Пограничные опасения
Куда больше зависимость российских и петербургских производственников от турецкого сырья — ткань и фурнитуру они зачастую покупают именно в Турции, подчеркивает Дарья Ядерная. По данным экспертов, уже сейчас, несмотря на отсутствие прямых запретов, заморожены и приостановлены две трети контрактов на поставку тканей. "Есть ощущение, что вот–вот вступит в силу запрет", — поясняет Дарья Ядерная.
В рамках форума по легкой промышленности Светлана Беляева, президент Российского союза производителей одежды, рассказала, что поставки сырья из Турции на первое полугодие уже оплачены. Если ткани ввезти не удастся, заменить этот объем можно, например, за счет поставок из Китая, но на это уйдет 3–4 месяца. Поставки сырья из Европы быстрее, но значительно дороже, сообщила она.
Петербургская производственная компания Stayer (пошив и продажа спортивной одежды) имеет контракты на поставку из Tурции небольшого количества трикотажных тканей. Пока изменений в работе в партнером нет, но компания уже ищет альтернативные варианты. "Мы постараемся воздержаться от заказов, понимая, что могут быть проблемы с таможенной очисткой тканей", — говорит Татьяна Иванова, гендиректор Stayer.
Свое дорогой ценой
В целом для легпрома отказ от Турции — это однозначно заметный удар, но не критический, резюмирует Дарья Ядерная общее мнение. Она приводит данные, согласно которым Турция занимает третье место по импорту в Россию текстильной продукции после Китая и Белоруссии, причем разрыв существенный (более 30% — доля Китая, и всего 9% — Белоруссии, 7% — Турции). "В теории эти объемы легко можно разделить даже между двумя лидерами или заместить внутри страны, — отмечает эксперт, — на практике же потребуется время и деньги для переключения на других контрагентов, заключение новых договоров".
"В России нет сырьевой базы для модной и спортивной одежды. По адекватным ценам в короткое время замены Турции не найти, хотя спустя полгода–год рынок стабилизируется", — говорит Татьяна Иванова. По ее мнению, сложности с ввозом одежды будут стимулировать производство в России, но если сложности будут также с ввозом тканей, то эффект от ограничений будет отсутствовать. Слишком долго копились проблемы в отрасли: высокая стоимость кредитов, контрафакт, потеря сырьевой базы, недоступность адекватных по стоимости торговых площадей.
А вот в сегменте спецодежды можно полностью перейти на российское сырье, считают в АО "ПТК "Модерам", поясняя, что Турция не является значимой страной ни для продавцов спецодежды и средств защиты, ни для производителей, поскольку не обладает для этого развитой сырьевой и технологической базой. Пока "Модерам" работает с такими зарубежными производителями и поставщиками сырья и материалов для обувного производства, как Италия, Германия, Южная Корея, Китай.