Годовщину "черного вторника" россияне встречают без паники

Автор фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ

Сегодня, 16 декабря, исполняется ровно год с событий "черного вторника". В час ночи ЦБ объявил войну инфляции и девальвации, резко повысив ставку с 10,5% до 17%. Год заканчивается практически теми же курсами валют, но никого это не волнует.

В ночь на 16 декабря Банк России объявил о резком повышении

ключевой ставки — до 17%. Внеочередное заседание регулятор провел буквально через 4 дня после повышения ставки с 9,5% до 10,5%. Запредельную ставку тогда установили, чтобы справиться с девальвацией рубля и инфляцией. Накануне рубль обесценился к доллару на 12%.
Параллельно, чтобы спровоцировать банки продавать валюту, ЦБ ограничил им предоставление рублей и расширил валютное репо — с $1,5 до $5 млрд. Однако получилось все ровно наоборот. На открытии утренних торгов валюты немного упали, но потом полезли вверх с такой скоростью, что уже после 15:00 курс евро ненадолго превысил 100 рублей, а доллар — 80. В моду стремительно вошли "шутки за 100".

К закрытию тогдашних знаковых торгов американскую валюту

отпустило уже до 67,5 рублей, а европейскую — до 85,15. Но страх большего ослабления рубля вызвал потребительскую панику: люди внезапно побежали тратить сбережения на то, что давно откладывали — бытовую технику, квартиры и автомобили. Фраза "два телевизора в одни руки" тоже ненадолго стала мемом.
Ключевая ставка, курс доллара, доходность депозитов, инфляция в годов выражении
Источник: данные ММВБ, ЦБ, Росстат.
Правда, во время новогодних каникул сайты бесплатных объявлений запестрили предложениями о продаже новой, "купленной сдуру", бытовой техники. Интересно будет сравнить, как по итогам декабря упадут продажи тех же автомобилей. В штуках, разумеется. В ноябре, например, их продали на 97,8 тыс. меньше, чем годом ранее, недавно отчитывалась Ассоциация европейского бизнеса.
В итоге прошлый год, как власти ни старались, закончился с двузначной инфляцией — 11,4%. Интересно, что за год рубль, успевший было к апрелю окрепнуть до 49 рублей за доллар, снова ослаб. Из-за замедляющегося Китая, который уронил нефть, и риска повышения учетной ставки ФРС нацвалюта снова покатилась вниз, но, надо признать, без такого драматизма.
Накануне, 15 декабря, доллар даже немного подешевел — с 71 до 70,05 рубля к 18:00. Евро к той же минуте дешевел до 76,72 рубля. Ну то есть это почти те же курсы, которые были год назад, разве что разница между евро и долларом сократилась. Даже Центробанк, не сумевший представить масштабов паники год назад, на этот раз выставил на 16 декабря курс доллара в 70,82 рубля, а евро — в 78,23. И ничего, никакой паники.
Год назад мировые СМИ писали о "боли России" и "крахе экономики РФ", но в то же время хвалили главу ЦБ Эльвиру Набиуллину. В сентябре журнал Euromoney признал Набиуллину лучшим руководителем ЦБ в 2015 году. В ноябре Эльвира Набиуллина убеждала, что краха валюты к концу года ждать не стоит. Похоже, убедила.
Успокаивает куда меньший внешний долг. Если в прошлом году компаниям и банкам нужно было выплатить в декабре больше $30 млрд, то в этом совокупный долг составляет $20,8 млрд. Пару месяцев назад ЦБ утешал, что существенная часть долгов приходится на "внутригрупповые платежи" компаний. Пугают, в том числе министра финансов, цены на нефть, накануне падавшие к десятилетним минимумам. Хотя кого это на самом деле волнует.
Добро побеждает здравый смысл, а телевизор — холодильник. Панику в значительной степени создают неуверенные в завтрашнем дне люди. Лягушка выпрыгивает из кипятка, если нагревать воду медленно, лягушка сварится, ничего не заметив. ЦБ год приучает страну жить при "плавающем" курсе. Если год назад расплата россиян за просчет бюджета выглядела чудовищно, сегодня все не только привыкли к этому, но и буднично считают курс исходя из логики ХХХ рублей за бочку для бюджета. По большому счету, капиталы выведены, сбережения потрачены или переведены в валюту/ликвидные активы. Поэтому ни ненужных покупок, ни другого проявления паники, скорее всего, не будет, даже если ситуация продолжит ухудшаться. А в I квартале компании массированно платят налоги, и им нужны рубли. А зима может и не быть такой теплой. А нефть может даже просто технически отскочить на десяток-другой процентов. К тому же прошлогодний паттерн также оставил свой след — пик в декабре, и восстановление до лета. Это тоже успокаивает. Но будет ли ситуация развиваться именно так — посмотрим.
Сергей Ильин
аналитик ИК "Премьер"