Ресторатор Кирилл Васильев рассказал "Деловому Петербургу" о том, как за пять шагов открыть производство коротких домашних валенок и достигнуть годового оборота 10 млн рублей.
Ресторатор Кирилл Васильев построил фабрику по производству коротких домашних валенок, которые он назвал снегами.
Вложив более 5 млн рублей, предприниматель рассчитывает повторить успех кроксов и угг. На его фабрике сейчас изготавливают более 10 тыс. пар валенок ежегодно.
Валенки за пять шагов
1. Регистрация и производство
Регистрация юрлица отнимет 17 дней и 34 тыс. рублей. Аренда помещения под производство — от 70–100 тыс. рублей. Самое сложное — поиск станков, он может занять несколько месяцев: чесальные, конусно–набивочные и молотовые машины уже почти не производят. Денежные затраты на оборудование составят от 1,4 млн рублей.
Стоимость: 1,5 млн рублей; затраты по времени: 90 дней
2. Поиск поставщиков
Для производства валенок нужна резина на подошвы и овечья шерсть, которая стоит около 60–100 рублей за 1 кг. При этом на один валенок уходит 700–900 г шерсти. Собирать ее придется у нескольких разных поставщиков — оптовая торговля шерстью в России не налажена, нередко фермеры ее сжигают. Кроме того, для хранения продукции нужно арендовать склад (от 30–40 тыс. рублей в месяц).
Стоимость: 200 тыс. рублей; затраты по времени: 30 дней
3. Поиск и подбор персонала
Для начала производства нужно примерно 10 сотрудников. Как рассказывает Кирилл Васильев, размещение производства в деревне позволяет сэкономить на зарплатах. Но найти сотрудников в удаленном регионе сложнее. Кроме того, нужны бухгалтер и продавец для магазина. Зарплатный фонд составит от 350–400 тыс. рублей в первый месяц работы.
Стоимость: 400 тыс. рублей; затраты по времени: 20 дней
4. Выход на розничный рынок
Основные затраты на открытие магазина — это аренда (от 50 тыс. рублей) и ремонт (от 60–70 тыс. рублей). Кроме того, можно участвовать в обувных или рождественских ярмарках, а лучший способ на этом сэкономить — делить палатки и стенды с продавцами похожих товаров, например сувениров или обуви, тогда можно уложиться в 50–100 тыс. рублей.
Стоимость: 220 тыс. рублей; затраты по времени: 15 дней
5. Создание и продвижение бренда
Самые доступные способы рекламы — продвижение в соцсетях, поисковиках (от 10–15 тыс. рублей), листовки и флаеры (от 5 тыс. рублей), участие в различных фестивалях и праздниках (от 50 тыс. рублей). Создание бренда и логотипа может обойтись в 20–50 тыс. рублей, но, к примеру, Кирилл Васильев нарисовал логотип компании самостоятельно.
Стоимость: 120 тыс. рублей; затраты по времени: 20 дней
Сколько стоит завод валенок
Затраты на открытие производства валенок составят как минимум 2,4–2,5 млн рублей, однако до стабилизации продаж, скорее всего, пройдет год–два, и затраты возрастут до 4–5 млн рублей (все это время нужно будет платить за аренду, электричество и коммунальные платежи, зарплаты, логистику). Если продавать 5 тыс. пар в год, выручка может составить 10 млн рублей. Рентабельность бизнеса — около 20%, срок окупаемости — 2,5–3 года.
Валенки по–домашнему
Владелец компании "Снегири" Кирилл Васильев сначала работал в меховом бизнесе (компания "Натура", закрыта в 2007 г.), затем — в ресторанном (совладелец "Тесто" и "Супвино"). Несколько лет назад друг рассказал ему, как искал валенки с узорами в подарок девушке — и заказывать их пришлось из Архангельска.
"Он тогда пошутил: мол, вот чем надо заниматься! — вспоминает Кирилл Васильев. — А я вспомнил известные на весь мир угги и кроксы, которые тоже появились на основе национальной обуви — сапог австралийских фермеров и голландских башмачков".
Станки из оврага
Вдохновившись рассказом друга, предприниматель начал искать специалистов по производству валенок (в СССР их было 122, сейчас работают семь). В деревне Долосцы Псковской области он нашел сотрудников фабрики, закрывшейся в начале нулевых, и вместе с ними организовал новое производство, купив здание заброшенного детсада в той же деревне. "Станки мы как только не искали, — вспоминает Кирилл Васильев, — например, красильный барабан купили в Италии, а молотовые машины у нас немецкие, изготовленные еще до революции". Оборудование буквально вытаскивали из оврагов и покупали на вес: кто–то сфотографировал свалку металлолома и опубликовал объявление, а специалисты разглядели нужные детали. На покупку, ремонт здания и оборудование ушло 2,5 млн рублей собственных средств бизнесмена, и 3 года. В стартовые затраты вошли и зарплаты сотрудников (16 работают на фабрике и трое — в офисе). Еще 5 млн потратили на разработку колодок для валенок.
Два года ушло на то, чтобы наладить выпуск: сначала на фабрике делали валенки с длинным голенищем, затем предприниматель придумал снеги — короткие валенки для дома. Кроме того, в числе покупателей владельцы компании видят спортсменов, например лыжников, которым нужна сменная обувь. "Мы сразу рассчитывали на розницу: если включать посредников, бизнес будет нерентабельным", — говорит предприниматель.
Бизнес и фантазии
На открытие шоу–рума потратили еще 250 тыс. рублей: бизнесмен сам построил для этого "скворечник" из дерева во дворе на ул. Восстания. По его словам, сейчас почти 70% затрат компании — это материалы (в том числе шерсть, которую с трудом собирают по фермам), электричество, дрова для отопления и др., остальное — зарплаты и налоги. "Я хотел бы окупить вложения за 3 года и достичь рентабельности 30%, но боюсь, что, если учесть затраты на выставки, логистику, это окажется фантазией", — сетует Кирилл Васильев.
Общий объем петербургского рынка обуви оценивают в 35 млрд рублей, доля домашней обуви — 2–5%. Валенки продают магазины "Русская обувь", "Валенки", НБН и др. Крупнейший производитель в Ленобласти — ПО "Гатчинский промкомбинат" — выпускает в год более 60 тыс. пар валенок. А российский лидер — Кукморский валяльно–войлочный комбинат — почти миллион. При этом для большинства магазинов валенки — не основной товар, с валенками обычно соседствуют платки, шапки, галоши и сувениры в русском стиле. По отзывам игроков рынка, валенки чаще покупают в подарок или как сувенир, чем для повседневной носки.