Михаил Ходорковский не воспринял всерьез свой заочный арест. Однако государство не собирается оставлять без внимания его политическую деятельность и в лице следователей продолжает преследовать как его самого, так и его соратников. Оппозиционеров из партии "ПАРНАС" могут, например, попутно лишить физической возможности участвовать в выборах.
Михаила Ходорковского арестовали, а ему все равно. Накануне Хамовнический суд по ходатайству управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ постановил заочно взять Ходорковского под стражу в рамках дела об организации убийства и покушения на убийство. Речь идет об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и бизнесмена Евгения Рыбина.
"За совершение этих преступлений уже осуждены Леонид Невзлин, Алексей Пичугин, Геннадий Цигельник, Евгений Решетников и Владимир Шапиро", — угрожающе напоминает СКР. Пичугин и Невзлин получили пожизненные заключения (Невзлин — заочно). Михаил Ходорковский, узнав о заочном аресте, пожал плечами: ему "абсолютно все равно", передала его пресс-служба, и на его образе жизни это никак не скажется.
Мэра застрелили еще в 1998 году — следствие не сомневается, что за настойчивые требования к "Юганскнефтегазу" платить налоги в местный бюджет и не вмешиваться в работу городских властей. Однако несмотря на эту уверенность, в период, когда Михаила Ходорковского активно судили и сажали за налоговые преступления, убийство ему почему-то предъявлять не стали.
Экс-глава ЮКОСа отсидел, был помилован, вышел на свободу и уехал в Швейцарию. За границей он сначала пообещал, что не будет заниматься политикой, но долго не выдержал: сначала съездил в Киев на Майдан, а затем возобновил проект "Открытая Россия", стал плотно общаться с оппозицией и критиковать Владимира Путина. Как Михаил Ходорковский разъяснил совсем недавно, свободным от обещания не заниматься политикой он счел себя после того, как скончалась его мать, остававшаяся в России.
Ну и государство решило, что оно в таком случае более ничем не связано. Про третье дело Ходорковского разговоры ходили всегда — перед тем как должен был истечь срок его наказания, следователи МВД занялись делом об отмывании денег. Но решили пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть открыть "новые обстоятельства" в старых делах.
После того как Ходорковский получил повестку с вызовом на допрос и заявил, что протесты дальнобойщиков — "только первая ласточка" и "революция в России неизбежна", следователи нагрянули с обысками к активистам "Открытой России" — по делу, как ни странно, связанному с хищением акций ОАО "Апатит" в 1994 году. Эта история вообще легла в основу еще самого первого дела Ходорковского, и как выяснилось, несмотря на то что Ходорковский получил срок, дело не закрыто, а вот уже 15 лет аккуратно продлевается.
Не то чтобы следователи всегда думали, что Владимира Петухова убили Невзлин с Пичугиным, а потом получили совет присмотреться, присмотрелись, а там — ба! Ходорковский! Или сочли, что молодые активисты, которые в 1994 году еще в школу не ходили, могли быть как-то причастны к "Апатиту". Просто Михаил Ходорковский, несмотря на то что вроде бы помилован, никогда из поля зрения Кремля не выпадал и выпасть, естественно, не мог — после смерти Бориса Березовского он оставался единственной крупной фигурой, играющей на полях и бизнеса, и политики.
Михаил Ходорковский объявлен Россией в международный розыск. Но Интерпол может отказаться в данном случае сотрудничать с российскими правоохранительными органами, если его дело признают политическим. Стоит отметить, что ранее ЕСПЧ не признал политическим первое дело ЮКОСа. Видимо, считается, что на такой случай нужно заготовить дело об убийстве, которое в теории сложнее признать политическим. Заодно местным соратникам бизнесмена прямо дают понять, что общение с Ходорковским до добра их не доведет — даже если не посадят, нервы потреплют.
К примеру, в числе прочего у сопредседателя петербургского отделения "ПАРНАСа" Натальи Грязневич во время обыска изъяли пакет учредительных документов партии. Без них партия не сможет принять участие в выборах. До выборов еще 10 месяцев, и парнасовцы будут пытаться либо заполучить документы назад, либо сделать в Минюсте копии, но далеко не факт, что им на практике удастся сделать то или другое.