<span style="font-weight:bold;">В этом году дорожникам приходилось</span> непросто. Уже после проведения конкурсов взлетели в цене материалы - в результате многие обанкротились, а рынок подвергся переделу. В таких условиях схватка за госзаказ становится ожесточенной, ведь это вопрос выживания.
В этом году дорожникам приходилось непросто. Специфика рынка такова, что он формируется в основном за счет госзаказа. Бюджетные деньги нужно распределять заранее. Так вышло, что конкурсы провели в 2014 году, до финансового кризиса. Но работать победителям пришлось в новых реалиях: покупать подорожавшие материалы, запчасти, топливо и многое другое. Результат — передел рынка с годовым объемом более 50 млрд рублей.
Крупные компании, такие как "ВАД", выжили благодаря внушительному и разнообразному портфелю заказов. Менее крупные, но осторожные, такие как "Возрождение", — за счет финансовой подушки. Все остальные держались на плаву как могли. Кто–то переключился на небольшие коммерческие подряды, кто–то ушел в регионы. Многие обанкротились. Впрочем, нашлись и те, кто, как группа "АБЗ–1" или мостостроительный "Пилон", увидели в кризисе перспективу роста и удачно заняли освободившиеся ниши.
Смольный и федеральные заказчики уже распределяют подряды на 2016 год. За них идет ожесточенная борьба. Ведь для многих победа в этих конкурсах — вопрос выживания и развития.
Говорят, кризисы нужны, чтобы встряхнуть старую систему. Не всякая встряска идет на пользу общему делу. Но выстоявшие всегда становятся только сильнее.
Дорога к чемпионату
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года в Петербурге активно строят мосты, развязки и продолжения дорог. На эти работы из федерального и городского бюджетов выделили десятки миллиардов рублей. Они обеспечили ключевых городских подрядчиков гарантированными заказами в условиях кризиса, а некоторых спасли от краха.
Благодаря ЧМ–2018 в реальность воплотились проекты, о необходимости которых заговорили еще в 2006 году. И вот теперь, спустя почти 10 лет, все стройки стартовали и идут в режиме "надо было сделать еще вчера".
В Петербурге продлевают наб. Макарова за 9,4 млрд рублей и строят мост через остров Серный за 8,7 млрд. Рядом с аэропортом Пулково сооружают развязку на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского пр. за 11,6 млрд рублей. Тучков мост будут ремонтировать за 2,4 млрд рублей. Смольный ищет инвестора для стройки пешеходного моста на Крестовский остров за 2 млрд рублей. Рядом со стадионом–долгостроем "Зенит–арена" строят метро за 30 млрд рублей. К тому же завершается строительство центрального участка платной трассы — Западного скоростного диаметра.
Столь масштабная инфраструктурная стройка к ЧМ–2018, безусловно, стала проектом года для Петербурга. Стройплощадки инспектируют чиновники Минтранса, так что подрядчики стараются изо всех сил, а на вопрос: "Точно успеете?" — нервно отвечают: "Конечно!"
Когда все объекты откроются, из аэропорта Пулково до "Зенит–арены" можно будет доехать за 24 минуты. К тому же в городе появятся транспортные коридоры в обход центра. Например, Серный мост обеспечит круглосуточную связь между Васильевским островом и Петроградской стороной. Также он разгрузит переправы, которые соединяют эти два района.
Контракт на строительство моста получила компания "Пилон". Она же ударными темпами строит развязку на Пулковском шоссе. Игроки рынка уверены, что подрядчик получит и контракт на Яхтенный мост. Продолжение набережной Макарова строят крупнейшие петербургские компании "АБЗ–1" и "ВАД" (подряд разделен на две очереди).
"Мостоотряд №19" развел мосты
Крупный подрядчик "Мостоотряд № 19" обанкротился и забросил важнейшие стройки стоимостью более 10 млрд рублей. Пока чиновники ищут замену, город стоит в пробках. "Мостостроительный отряд № 19" был крупнейшим петербургским подрядчиком с годовым оборотом 14 млрд рублей, более 2 тыс. сотрудников в штате и 70–летней историей. Компания строила две крупнейшие городские трассы — кольцевую автодорогу и платный Западный скоростной диаметр.
Проблемы у подрядчика начались еще в 2010 году. С тех пор состав акционеров постоянно менялся. Между ними шли споры о будущем фирмы: развиваться ли самостоятельно, войти в какой–то холдинг или продать активы полностью, и если продать, то кому и по какой цене. В результате кризис подкосил компанию окончательно. Фирму признали банкротом, а ее стройки заморозили.
Поскольку компания двигалась к банкротству постепенно, чиновники не могли этого не замечать, но никаких действий не предпринимали. В результате, например, возникли проблемы со стройкой "Зенит–арены", где фирма была подрядчиком "Трансстроя". Ему пришлось трудоустроить к себе сотрудников банкрота.
Гораздо хуже то, что заморозить пришлось стройку путепровода через железную дорогу на Поклонногорской ул. Острая необходимость в нем назрела несколько лет назад, а теперь водителям придется стоять в пробках еще пару лет.
ВАД вернулся на малую родину
Компания "ВАД" Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, входящая в пятерку российских "королей госзаказа" с портфелем подрядов на 80 млрд рублей в год, вернулась на петербургский рынок и возобновила работы на региональных дорогах Петербурга.
В последние годы подрядчик брался только за федеральные заказы. Это выглядело странно, ведь фирма была основана в Петербурге и много лет работала на крупнейших городских стройках, таких как трасса от Пулковского до Таллинского шоссе, Приморское шоссе, кольцевая автодорога, ремонтировала Невский пр.
Поговаривали, что у собственников не сложились отношения с предшественником вице–губернатора Игоря Албина — Маратом Оганесяном, который старался привлекать в город московские компании. Тем временем ВАД вошел в пятерку фирм, выполняющих самый большой объем госзаказа в России. Годовой портфель подрядчика составляет около 80 млрд рублей.
В этом году ВАД подал заявку на строительство обхода Красного Села, но проиграл. Зато в следующих конкурсах компания победила. Подрядчик заключил со Смольным контракт на расширение участка трассы "Скандинавия" на границе Петербурга и Ленобласти за 1,1 млрд рублей, а вскоре — и контракт на строительство наб. Макарова за 5,1 млрд рублей к чемпионату мира по футболу.
В масштабах рынка цифры не самые внушительные. Если говорить о деньгах, сделкой года следовало бы признать лидерство "Метростроя" во всех конкурсах — на строительство двух станций Красносельско–Калининской линии метро за 39 млрд рублей, метро до "Зенит–арены" за 30 млрд рублей и от "Спасской" до "Горного института" за 20 млрд рублей. Но "Метрострой" лидирует всегда, а ВАД вернулся и наверняка серьезно потеснит конкурентов.
На грани краха
Один из крупнейших подрядчиков Смольного по строительству мостов и развязок — "Мостострой №?6" в этом году оказался на грани краха и заморозил работы на своих объектах стоимостью более 10 млрд рублей. Крупнейшие из них — строительство набережной Обводного канала за 4,5 млрд рублей, развязки на Зеленогорском шоссе за 2,1 млрд и развязки пр. Непокоренных и Пискаревского пр. за 3 млрд рублей и тоннеля на Синопской наб. за 1,1 млрд рублей. К концу года компания возобновила работы везде кроме Синопской наб. "Мостострою №?6" удалось получить кредит на сумму около 500 млн рублей в банке "Глобэкс".
Игроки рынка полагают, что выдачу кредита лоббировал Смольный, наученный горьким опытом "Мостоотряда №?19", который обанкротился и оставил нужные городу развязки недостроенными. Дальнейшая судьба "Мостостроя №?6" остается под вопросом. Владельцем компании долгое время считался известный петербургский миллиардер Игорь Минаков. Сейчас ее контролирует генеральный директор Дмитрий Тюрин.
Поймали волну успеха
В сложных условиях кризиса лучше всех сориентировалась группа "АБЗ–1" (контролирует миллиардер Владимир Калинин). Пока другие компании боролись за дорогостоящие контракты, этот подрядчик подал заявки на небольшие конкурсы на текущий ремонт дорог в 18 районах города и получил треть из них стоимостью более 1 млрд рублей.
Укрепив позиции на рынке, группа начала побеждать и в более крупных конкурсах, например, получила подряд на строительство одной из очередей набережной Макарова за 4,3 млрд рублей и подряд на вторую очередь обхода Красного Села за 3,1 млрд рублей. Ложкой дегтя в этой бочке меда стали требования жителей Коломяг перенести оттуда в пригород завод "АБЗ–1". Сначала чиновники встали на сторону жителей. Но их энтузиазм угас, когда выяснилось, что АБЗ–1 работает в Коломягах давным–давно и законно и переезд возможен, но обойдется бюджету города более чем в 1 млрд рублей.
В поисках инвесторов
Два долгожданных проекта — пешеходный Яхтенный мост на Крестовский остров за 2 млрд рублей и аэроэкспресс из аэропорта Пулково в центр Петербурга за 18 млрд рублей — так и не нашли инвестора. Смольный ведет переговоры с УК "Лидер" о финансировании строек на условиях ГЧП. Но чиновники уже признали: запустить аэроэкспресс к 2018 году, как планировалось ранее, не получится. Чтобы привлечь инвестора, пришлось пересмотреть маршрут и заменить точку прибытия из аэропорта: вместо Балтийского вокзала Витебский. Под большим вопросом стоит и финансирование строительства Яхтенного моста. К этому проекту инвестора привлекают платным проездом за 500 рублей.
Пока инвестор думает, проект на всякий случай внесли в адресную инвестиционную программу (АИП) на 2015?–?2016 годы. В ней на мост отводится всего 50 млн рублей, но АИП позволяет перекинуть нужную сумму с других проектов позже.
Сибирский характер
Получить заказы в Петербурге в течение года пыталась крупная сибирская компания "Мостострой–12" с годовым оборотом 15 млрд рублей. Она входит в холдинг "Фоника", оформленный на офшор в Лихтенштейне. Считается, что холдинг контролирует председатель совета директоров Александр Забарский.
Также в холдинг входит авиакомпания "Ямал", перевозчик "Транслогистик", сельхозпроизводство "Фоника агро", строительная компания "Удмуртстальмост" и другие активы. Пока подрядчику не удалось получить контракты в Петербурге, но он не сдается. На фоне банкротства "Мостоотряда №?19" и шаткого положения "Мостостроя №?6" освобождается новая ниша, которую сибиряки и хотят занять. К тому же в Петербурге у холдинга уже есть актив — торговый центр "Монпансье", открывшийся в 2014 году.