Предприниматель Олег Вайнберг – о внешних факторах воздействия на работу вашей организации.
Хорошо галактикам. Они летят в вакууме. Хотя… какой вакуум? И там есть гравитационное воздействие, и электромагнитное излучение, и рассеянные молекулы межзвездного газа, и даже можно напороться на залежи темной материи. Чего уж тут говорить об организации. На нее воздействует все подряд, от демографической ситуации до геморроя национального лидера. Условно источники воздействия снаружи, или, как их называют, факторы внешнего окружения, разделяют на две группы.
Первая – это те, которые влияют на организацию и сами испытывают существенное влияние со стороны организации. Они близко от нее и называются «ближнее окружение». Мы много обсуждали их. Поставщики, потребители, конкуренты. Это те факторы, действие которых на каждую организацию уникально и конкретно.
Вторая группа - те, влияние на которые со стороны организации пренебрежимо мало. Они настолько сильны и всеобъемлющи, что они примерно одинаково действуют на все организации. По крайней мере на все организации конкретной отрасли. Это демография, государственное регулирование, развитие новых технологий. Понятно, что уже такое разделение довольно условно. Для огромной транснациональной корпорации очень многие факторы, включая технологии, которые можно просто «положить под сукно», и действия правительств отдельных стран, – это факторы ближнего окружения. А для овощной палатки на базаре и участковый милиционер вполне может оказаться фактором дальнего окружения.
Поговорим о факторах дальнего окружения организации. Самая простая классификация – STEP, или PEST, кому как нравится. Все эти факторы можно разделить на четыре группы.
Социальные (Social), например: равномерность распределения доходов, демографические показатели, такие как темпы роста населения, распределение по возрастным группам. Туда же попадает трудовая и социальная мобильность, изменения в стилях жизни, отношения в социуме к работе, карьере и отдыху. Насколько силен предпринимательский дух. Ценится ли образование и какое именно. Такие мимолетные вещи, как мода, и такие трудноуловимые и подверженные манипуляциям, как сознание благополучия и благосостояния, чувство безопасности.
Технологические (Technology), например: новые изобретения, динамика передачи технологий, жизненный цикл и скорость технологического устаревания. Использование энергоресурсов. Традиционно выделяют изменения в IT, Internet и мобильных технологиях, но я бы сейчас обращал внимание на все, что связано с альтернативной энергетикой и биотехнологиями.
Экономические (Economy), например: экономический рост или спад, процентные ставки и кредитно-денежная политика. Сокращает государство расходы или наращивает их. Уровень безработицы. Валютные курсы и их волатильность. Уровень инфляции.
Политические (Politic), например: регулятивная среда, ее характер и стабильность, налоговая политика, регулирование и ограничения международной торговли. Насколько законодательство обеспечивает выполнение условий заключенных договоров, насколько обеспечена защита прав потребителя и поставщика. Трудовое право. Регулирование конкуренции. Сама по себе политическая стабильность и «правила безопасности» для бизнесменов, в том числе и негласные.
Полный текст и другие статьи экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.