Журналист Владислав Бачуров - о том, как благодаря перспективному футболисту Вячеславу Подберезкину в европейском футболе может быть полностью изменена трансферная система.
Еще недавно малоизвестный футболист Подберезкин в зимнее трансферное окно совершил поступок (или проступок, это как посмотреть), который может внести его имя в историю футбольных трансферов, как и имя Босмана (бельгийский футболист, благодаря которому в европейском футболе была полностью изменена трансферная система. — Ред.).
Футболист
Подберезкин
в этом сезоне неплохо выступал за "Урал" и привлек внимание клубов побогаче. Владельца "Краснодара" Сергея Галицкого раньше ставили в пример как образцового футбольного менеджера, сейчас вот и еще одно подтверждение. "Краснодар" получил перспективного игрока (и что важно в условиях ужесточения лимита на легионеров — с российским паспортом и возможного кандидата в сборную страны) как свободного агента, футболиста без контракта. Потому что щедрый Подберезкин выкупил свой контракт у клуба.
Если рассмотреть эту ситуацию совсем просто, то получается, что есть хороший игрок, за которого клуб мог бы получить неплохие деньги, но футболист вдруг сам выкупает свой контракт у своего клуба и переходит в качестве свободного агента (без контракта — бесплатно) в другую команду. Может, он получил наследство или одолжил денег у соседа ради счастья надеть футболку новой команды, но выскажу предположение настолько очевидное, что я даже не боюсь обвинений в клевете (это же версия, не так ли?). Могло ли быть так: претендующий на игрока клуб (к тому же находящийся под санкциями на запрет покупки игроков) предлагает понравившемуся футболисту (а не клубам, с которыми заключен контракт игроков) деньги, чтобы парень расторг контракт со своим уже бывшим, к всеобщему удовольствию, клубом и заключил, к всеобщей радости, с нынешним? Да нет, так быть не могло, ведь мы все живем по закону, а в п. 3 ст. 18 регламента ФИФА написано: "Обязанность футбольного клуба, желающего вступить в переговоры с футболистом, имеющим трудовые отношения с другим клубом, заблаговременно в письменной форме уведомить об этом клуб футболиста".
Но мы живем не на облаке. Согласно положениям официального комментария к п. 3 ст. 18 регламента ФИФА, клуб, с которым игрок имеет контракт, должен четко выразить согласие на ведение переговоров между своим игроком и потенциальным новым клубом. Без получения согласия от клуба, с которым игрок имеет контракт, новый клуб может оказаться в ситуации, когда будет расценено, что он склоняет игрока нарушить контракт. Но даже в странах, где нет магазинов "Магнит", были случаи, когда эти принципы нарушались. Правда, инициатором нарушения был клуб, которым по случайному совпадению владеет гражданин той же страны, что и перешедший из "Урала" в "Краснодар" футболист Подберезкин.
В 2005 году в отеле "Роял Парк" в Лондоне состоялась встреча между защитником "Арсенала" Эшли Коулом, до окончания контракта которого (как и у богатого Подберезкина) оставалось полгода, и представителями футбольного клуба "Челси".
О переговорах стало известно. Дисциплинарный комитет Английской футбольной ассоциации признал Коула виновным и оштрафовал на 100 тыс. фунтов.
Агентом
Подберезкина
является футбольное агентство ProSports management, которое честно призналось: "Краснодар" готов был заключить контракт летом, когда Слава стал бы свободным агентом. Мы, учитывая солидное предложение "Краснодара" по контракту, а главное — спортивное желание футболиста, нашли оптимальное решение: провели переговоры с "Уралом", в результате которых игрок за разрыв контракта частями оплатит своему бывшему клубу компенсацию".
Весной прошлого года за нарушение правила фейр–плей УЕФА запретил "Краснодару" в течение двух трансферных окон покупать игроков. Но этот запрет не распространялся на игроков, взятых в аренду или перешедших без контракта — как свободные агенты. И сначала "Краснодар" берет Каборе в аренду с возможностью выкупа сразу после окончания запрета, а теперь в клуб бесплатно переходит Подберезкин.
В общем, история интересная, есть над чем подумать.