Не успели россияне отойти от причастности Владимира Путина к допинговому скандалу с российскими легкоатлетами, как их ошарашили еще и причастностью Путина к убийству Александра Литвиненко в 2006 году. Итоги расследования, подведенные британскими судьями, показывают, что иных выводов у них не напрашивается.
Дело об отравлении бывшего сотрудника ФСБ, а затем политического эмигранта было одним из самых нашумевших эпизодов второго срока Путина. Александр Литвиненко — один из тех, кто в конце 1990-х рассказал о приказе ФСБ убить Бориса Березовского, бежал в Великобританию, получил убежище там и несколько уголовных дел в России, обвинял Путина во взрывах жилых домов в России — внезапно слег и скончался после нескольких дней мучений. Как выяснилось, его отравили радиоактивным веществом, полонием-210.
Только сейчас судья королевского суда Роберт Оуэн выпустил заключение по итогам расследования дела. Отметая одну за другой все остальные версии (мафия, Борис Березовский, чеченцы), он приходит к выводу, что, вероятнее всего, приказ убить Александра Литвиненко исходил из российских государственных структур.
Самое главное для российского читателя содержится в конце 12-й главы отчета: "Принимая во внимание все свидетельства и доступный анализ, я нахожу, что операция ФСБ по убийству Александра Литвиненко была, вероятно, одобрена Патрушевым (директор ФСБ на тот момент, Николай Патрушев. — Ред.), а также президентом Путиным".
Здесь нужно заметить, что, собственно, 12-я глава, посвященная такому выводу, содержит разговоры со свидетелями и экспертами, их довольно немного, и в общем "путинский след" выводится из их единодушных заключений о том, что без Путина тут никак не могло обойтись. Это не самая устойчивая база для выводов — впрочем, заметить стоит и то, что Роберт Оуэн утверждает только то, что может утверждать. Например, то, что убили Литвиненко именно полонием-210 и именно Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун; а очень о многом говорит только в терминах "вероятно", "не исключено", "допустимо" и "не имеется достаточно доказательств".
Выводы Роберта Оуэна строятся на том, что Литвиненко доставлял немало неудобств российскому государству и Владимиру Путину лично, то есть мотив налицо, что полоний с наибольшей вероятностью имел российское происхождение (это подчеркнуто в тексте — по всем признакам имел, но все-таки на самом деле лишь мог иметь), что установленным можно считать тот факт, что полоний попал в чайник именно на встрече Литвиненко с Луговым и Ковтуном, и что оба не имели личных мотивов для убийства, но были связаны с российскими спецслужбами и после убийства пользовались защитой и поддержкой Путина, и что ранее уже произошло несколько убийств оппонентов Кремля, в которых видели руку ФСБ.
Ну то есть по большому счету все это, хотя логически выстроено и аргументировано мнением экспертов, не является прямым обвинением. Роберт Оуэн сетует на то, что британские следователи так и не встретили понимания у российских коллег и не получили возможности побеседовать с многими действующими лицами этой истории и поэтому прямых доказательств не так много, как хотелось бы. "В отсутствие каких-либо объяснений с российской стороны не думаю, что возможно делать выводы о том, что российские власти намеренно пытаются сорвать британское расследование и скрыть свое участие в смерти Литвиненко", — деликатно пишет судья.
Ничего особенно нового в докладе не прозвучало — ничего, что не было бы произнесено раньше. И в нем сказано только то, что сказано. Однако теперь это официальный документ, который гласит, что из того набора фактов, который доступен, следуют только такие заключения.