Журналист Анна Ахмедова предлагает семь книг, которые помогут пережить холод.
"Дневник — большое подспорье". Лидия Чуковская. "Время"
Двенадцатый том собрания сочинений Лидии Корнеевны Чуковской, верстку которого ее дочка Елена Цезаревна, Люша, читала за несколько дней до кончины в больнице. Это подробный дневник Лидии Чуковской с 1938 по 1995 год, в котором она вспоминает своих соратников, друзей, коллег по цеху. Борис Пастернак, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Наталия Кончаловская и Сергей Михалков, Виктор Шкловский, Надежда Мандельштам — герои дневников Чуковской — предстают как самые обычные люди в своих домах, на работе, на трамвайных остановках или дачах. И каждый уникален, и каждый прекрасен, и каждый сложен по–своему.
Язык Чуковской поразительно прекрасен, на таком правильном русском языке давно не говорят, хочется перечитывать каждую страницу по несколько раз. "Дневник — большое подспорье. Пишу перед сном, и он возвращает мир моей душе", — пишет Чуковская. Читая дневник, погружаешься в атмосферу того времени, такую творческую и удивительную, счастливую и страшную, и одновременно поражаешься силе духа и непрестанному стремлению к саморазвитию, росту и справедливости. Этот дневник, словно гимн порядочности, нравственности и человеческому гению, завораживает с самого начала, не отпуская до последних страниц.
Читайте также:
Москва
Москва прогрелась до рекорда 27-летней давности
"Осень в карманах". Андрей Аствацатуров. "АСТ"
"Осень в карманах" — это третья книга петербургского филолога и писателя Андрея Аствацатурова, написавшего "Люди в голом" и "Скунскамеру". В Петербурге на его открытые лекции по литературе попасть можно, но стоять придется в толпе людей. В новой книге Аствацатуров с юмором и большой долей самоиронии ведет хроники своей интеллигентной и, казалось бы, простой жизни: вот он на даче в Комарово пытается уединиться от всех и вся, а вот уже сидит на конференции в Париже, гуляет по Нью–Йорку, курит на набережной в Петербурге. Ироничные, а порой просто анекдотические истории о студентах, женщинах, друзьях–писателях, барах и путешествиях.
"Сто бед". Эмир Кустурица. "Азбука"
Эмир Кустурица — сербский кинорежиссер, музыкант и вообще не человек, а оркестр. Его концерты собирают толпы людей совершенно из разной культурной среды, его фильмы продолжают пересматривать и цитировать. Ранее у Кустурицы вышла автобиография "Где мое место в этой истории?", а "Сто бед" — его второй литературный опыт. В новой книге шесть рассказов из его далекой юности: комичные, грустные, ироничные и магические, хорошо сдобренные и приправленные ярким национальным колоритом. Сербский подросток с юмором, а где–то с легким налетом грусти рассказывает об уроках, которые преподносит ему жизнь и которые он проходит на своем пути. Атмосфера Балкан, яркие и порой абсурдные персонажи, легкий и простой язык отлично поднимают настроение в хмурые зимние вечера.
"Воспоминания". Виктор Эмиль Франкл. "Альпина нон–фикшн"
Автобиография психиатра Виктора Франкла, создателя логотерапии, выжившего в 1945 году в Освенциме, читается на одном дыхании за вечер. Более 25 лет он возглавлял Неврологическую поликлинику в Вене, читал лекции в американских университетах, написал более 30 книг. Самая известная — "Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере". В книге Франкл откровенно рассказывает о своих взглядах на психотерапию, разногласиях с Фрейдом, жизни врача, опыте работы в концлагере, силе воли и духа, об ужасах времени, о котором нельзя забыть.
Он отпраздновал свадьбу с женой, а через 9 месяцев был депортирован в лагерь Терезиенштадт. Жена в тайне от него подала заявление на депортацию в Освенцим, куда поехала вместе с Франклом. Она погибла в Берген–Бельзене, в Терезиенштадте скончался отец Виктора Франкла, а в Освенциме — мать. Франкл убежден, что сам выжил благодаря намерению восстановить свою утраченную рукопись "Доктор и душа", которую он записывал огрызком карандаша на эсэсовских формулярах. В книге Франкл рассуждает о "коллективной вине", старости, писательстве, понятии "страдающего человека". Франкл уверен: тот, кто "пишет новую психологическую систему, в конечном счете всего лишь пишет собственную историю болезни". Поэтому он признается, что его опыт "применим не только к неврозам, это о страдающем человеке как таковом".
"За горами горы". Трейси Киддер. Corpus
Лауреат Пулитцеровской премии, американский журналист и писатель Трейси Киддер рассказывает о жизни врача, выпускника Гарварда, Пола Фармера, который путешествует по Гаити, Перу, Кубе и даже России и изо всех сил пытается улучшить качество медицинской помощи в этих странах. Фармер борется со СПИДом и туберкулезом на Гаити, и неважно, сколько денег у его пациентов, истощенных болезнями и страданиями. Словно в гаитянской пословице: "За горами открываются новые горы", то есть, решив одну проблему, видишь новую, Фармер в буквальном смысле двигает эти самые горы, делая совершенно, казалось бы, невозможные вещи, спасая жизни тысячам людей. Очень жизнеутверждающая книга, после которой многие проблемы покажутся просто неважными и пустыми.
"Дом странствий". Мариуш Вильк. Издательство Ивана Лимбаха
"Заонежье издавна влекло к себе людей, искавших тишины и уединения, — начиная с Корнилия Палеостровского… и кончая староверкой Люсей Балиховой". Вот и польский писатель Мариуш Вильк не устоял перед прелестью заонежских далей и поселился в карельской деревне. В 1989 году покинул Польшу, работал журналистом в России, несколько лет прожил на Соловках, путешествовал по Кольскому полуострову. Его новая книга "Дом странствий" заканчивает серию "Северного дневника". В своих записках он созерцает природу, окружающий мир, время и состояние вне времени. Вперемешку с описанием карельской природы он вспоминает книги Чеслава Милоша, Витольда Гомбровича, Петера Цумтора и рассказывает о своем вдохновении от их произведений. Вильк пишет о странствующих людях, или людях тропы (wloczega), о красоте карельской природы. И так он ясно и живо описывает утро в Заонежье, что вот уже явно слышишь крики чаек и птичий гомон, видишь пожухлые травы, утку с выводком, жуков в фиолетовых лопухах и голубую холодную Онегу.
"Туркестан". Николай Свечин. "Эксмо"
Николай Свечин прославился в 2005 году "Завещанием Аввакума" и с тех пор не устает удивлять и увлекать любителей детективов своими новыми книгами. На этот раз действие книги происходит в Туркестане, куда отправляется главный герой книги Алексей Лыков с приятелем Титусом, чтобы договориться о продаже леса для строительства железных дорог. Повествование начинается с описания дороги, в жарком и душном поезде едут люди, путешествие дальнее и непростое, в купе завязывается беседа о нравах, традициях и обычаях, царящих в Ташкенте. По прибытии лесопромышленников перед нами открывается вид на прекрасный город Ташкент: его описания настолько реалистичны, что чувствуешь запах лепешек, слышишь шум рынка и улиц, ощущаешь жар и пыл города. Дальше сюжет закручивается благодаря серии убийств русских поселенцев, которые и предстоит раскрыть Лыкову и его приятелю. Этнографические подробности, закрученный сюжет и легкий язык — коктейль, в результате которого и получился крепкий детектив.