Глава "Экспофорума" Сергей Воронков - о том, как государство должно помогать отрасли и что это даст экономике.
На прошлой неделе Законодательное собрание рассматривало поправки в налоговые законы Санкт-Петербурга. Предложение временно освободить от налога на имущество новые выставочные центры отправили на доработку. Вот только поддержка нужна не конкретному конгрессно-выставочному комплексу, а всей отрасли и десяткам сопряженных с ней рынков.
Компании — организаторы выставок работают не только на свою выручку, но и на выгоду компаний-экспонентов. То есть на развитие промышленности и сферы услуг, межрегиональную бизнес-интеграцию и привлечение инвестиций. Это не наши фантазии, а примеры из опыта других стран. Посмотрим на Германию.
В Германии — 3,37 млн м2 выставочных площадей, это третий показатель в мире (лидеры — США и Китай); в России — всего 0,56 млн м2. Оборот немецкого выставочного рынка в 2014 году — 3,4 млрд евро против 800 млн евро в России.
Современный выставочный рынок Германии — результат целенаправленной государственной политики. Развитием рынка занимаются власти всех уровней — федеральные, региональные и городские. Власти же являются акционерами крупных выставочных комплексов. Компании-организаторы также принадлежат государству, они находятся под управлением топ-менеджеров с рынка, если вдруг не достигаются планируемые показатели по доходам — выделяются госсубсидии. Прибыль, кстати, идет на развитие. А всё почему? Потому что немцы считают эффект. Эффект, который выставочная деятельность дает дестинации.
Первое — доходы от делового туризма: забронированные отели, съеденные ужины, заказанные такси и т.п. Деловой туризм выгоднее чем любой другой. Согласно исследованиям ICCA (Международной ассоциации конгрессов и конференций), среднестатистический бизнес-турист тратит около $500 в день, почти в 2 раза больше чем обычный.
Второе — мультипликативный эффект от конгрессно-выставочной деятельности, то, что получает регион от деловой активности: аренда площадей, покупка оборудования, налоги и т.п. По данным AUMA (Ассоциации выставочной индустрии), с 2005 по 2008 год экспоненты и посетители тратили примерно 12 млрд евро в год на участие в выставках в Германии. Макроэкономические последствия — 23,5 млрд евро. И 226 тыс. рабочих мест!
Министерства берут на себя заботу и о привлечении иностранных участников на национальные выставки. Так, Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии в 2014 году с бюджетом 53 млн евро привлекло 22 иностранных участника — из других европейский стран, Азии, Северной Америки.
Мало того, понимая важность продвижения продукции на внутреннем рынке, федеральные министерства компенсируют 70-80% выставочных расходов местных компаний-участников (стоимость аренды площади и строительство стенда, транспортные и страховые расходы, затраты на проживание в гостинице, переводчики и прочий временный персонал). Есть и региональные субсидии на участие в выставках компаний, отвечающих определенным требованиям (до 50 сотрудников, работа на рынке не менее 10 лет, инновационная продукция и др.). Если говорить о внешнем рынке, то на поддержку компаний — участников выставок за рубежом Германия потратила в прошлом году 80-90 млн евро. Это называется программа развития экспортного потенциала.
А что у нас? В Москве есть программа выделения субсидий за участие в выставках (аренда, застройка, регистрационный взнос, рекламно-информационные материалы, участие в деловой программе), по которой компенсируется до 300 тыс. рублей организациям, соответствующим критериям субъекта малого и среднего предпринимательства и платящим не менее 50% налогов в Москве. У петербургских компаний и такого счастья нет…
Получается, в России отрасль, которая может реально стимулировать экономику, зиждется на частной инициативе. Госконтракты на проведение выставок — капля в море. Конечно, мы сотрудничаем с правительством Санкт-Петербурга, спасибо ему за развиваемую вокруг "Экспофорума" инфраструктуру и официальную поддержку наших мероприятий. Но так и хочется привести пример: в 2004 году в Италии построен комплекс Fiera Milano (он, как и "Экспофорум", строился на выезде из города, с прицелом на развитие новой деловой зоны), проект обошелся в 1 млрд евро, и еще 1,2 млрд евро государство вложило в инфраструктуру вокруг него.
Конгрессно-выставочная деятельность во всем мире признана основным инструментом продвижения b2b-товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Пренебрежение этим ведет к утрате рынков. Это одна из причин, почему в России импорт в некоторых отраслях достигает 90%.
Для взрывного развития конгрессно-выставочной отрасли и через нее оживления других рынков нужна серьезная государственная поддержка. Мировой опыт показывает, что инвестиции в конгрессно-выставочный бизнес дают 5–7-кратный экономический эффект в смежных секторах — транспорт и торговля, рестораны и гостиницы, полиграфия и реклама создают десятки тысяч новых рабочих мест.
Инициатива города с налоговыми льготами для нашей отрасли - важный и своевременный шаг. И мы надеемся, что она не будет загублена.
Больше мнений экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.