В истории с выборами в Чеченской Республике мы, кажется, видим репетицию истории с выборами президента России в 2018 году. Сейчас Владимир Путин стоит перед таким же выбором, какой он должен будет сделать через 2 года в отношении себя самого.
Внезапно выяснилось, что в апреле 2016 года у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова истекает пятилетний срок полномочий, и по закону в сентябре должны пройти выборы. Сам Кадыров пишет в Instagram, посредством которого общается с внешним миром: "Оказывается, приближается срок окончания моих полномочий на посту главы ЧР. Он истекает через 2 месяца. Об этом мне напомнили журналисты. И сразу возникли вопросы, собираюсь ли я баллотироваться. Я над этим не думал".
"Уверен, что прежде всего по кандидатуре должен быть выбор президента России. Если он говорит, что человек подходит на пост главы республики, и народ его поддерживает, тогда и следует принимать участие. А политик, рвущийся к власти ради власти, ничего не добьется. О выборах говорить рано. Я не хочу отвлекаться на эти вопросы. И никакого решения пока не принял!" - продолжает Рамзан Кадыров.
Подход к вопросу совпадает с подходом Владимира Путина к выборам президента - глава государства тоже неизменно отвечает на подобные вопросы одно и то же. Что еще не думал над этим, что о выборах говорить рано и что отвлекаться на пересуды не стоит.
Неожиданные выборы
Сам по себе факт того, что только на днях журналисты (это были "Ведомости") вспомнили о том, что у Рамзана Кадырова истекают полномочия, весьма показателен. Никому не приходило в голову, что в Чечне есть какие-то сроки, полномочия, выборы и так далее. Ни в каком другом субъекте РФ невозможно представить себе, что за 2 месяца до момента назначения врио о выборах никто не думает, не формирует избирательных штабов, не появляется даже на отдаленном горизонте хоть каких-то, хоть технических кандидатов. Это потому, что Рамзан Кадыров в Чечне уже давно воспринимается так же, как Владимир Путин, то есть не как избранный лидер, а как математическая данность. И даже более, чем Путин, потому что о выборах Путина все-таки не забывают.
Не существует руководителей, которые не помнят о сроках своих полномочий, и не существует руководителей, которые за 2 месяца до старта выборной кампании не знают, будут ли баллотироваться. Существуют только те, кто настолько убежден в том, что "все схвачено" и все зависит только от одного человека, что даже не размышляет об этом, воспринимая процесс как формальность.
Становятся видны и понятны странности в поведении Рамзана Кадырова в последние недели. Ведь как обычно происходит дело в других регионах - разговоры о кандидатах начинаются не менее чем за год. Владимир Путин заранее, за несколько месяцев, четко обозначает поддержку. Он или встречается с действующим губернатором в Кремле, выслушивает краткий ритуальный отчет и одобряет его действия, благословляя на выборы, или же наносит визит в регион с тем же итогом. В любом случае, как правило, о поддержке он говорит в лицо и на публике.
А вот в случае с Рамзаном Кадыровым этого нет. Да, в мае Путин благодарил Кадырова конкретно за помощь в спасении российских журналистов в Донбассе. Но в остальном есть только заочные благодарности, и то высказанные между делом, вскользь. В конце января президент произнес на форуме Народного фронта широко растиражированные слова о том, что "нынешний руководитель" "эффективно работает", но не более, и даже не назвал фамилии. Да и это скупое замечание он отпустил, отвечая на вопрос журналистки из Чечни о терроризме. Полноценным выражением поддержки это считать нельзя.
Отсюда все эти необъяснимые
нападки на оппозицию, чтобы напомнить о себе как о "верном пехотинце Путина", отсюда многотысячные митинги в Грозном. Рамзан Кадыров собрал в своем блоге точно такую же реакцию, какую обычно собирает и Владимир Путин, то есть сотни комментариев о безаппеляционной, абсолютной поддержке. "Если не Рамзан, то кто?"
Выбор президента
Но Кремль молчит, думает, взвешивает. Решение должен принять президент, пишет Рамзан Кадыров, и из этого следует, что решение еще не принято. Удивительно, что отсутствуют и традиционные для региональной политики выражения мнений лояльной общественности. Никаким старейшинам, профсоюзам, учителям или кому бы то ни было еще не было позволено выступить с предложением поддержать на выборах Рамзана Кадырова - это потому, что сама идея выборов не должна была вылезать в публичное пространство даже намеком. Кадыров, с одной стороны, всячески привлекает к себе внимание, но с другой - боится показаться Кремлю назойливым. И конечно, Кадыров прав - нет сомнений, что после отмашки сами выборы без труда принесут ему под 100% голосов.
Примерно то же самое с поправкой на масштаб мы увидим через 2 года. Владимир Путин до последнего будет держать всех в неведении, уходя от ответов. В идеале эти вопросы даже не должны задаваться, так чтобы сама мысль о том, что кресло президента может занять кто-то еще, никому по-настоящему не приходила в голову. Будет бряцание оружием, будут митинги и вал ревущих от восторга комментаторов в соцсетях - но будет и такой же, сопоставимый вал критики. И предопределенность победы в случае решения.
Президент должен сделать выбор. Имидж Рамзана Кадырова, мягко говоря, неоднозначный, в особенности после убийства Бориса Немцова. И даже в глазах президента, очевидно, на самом деле неоднозначный. "Нет Путина - нет России", сказал как-то замглавы администрации президента Вячеслав Володин. "Нет Кадырова - нет Чечни", - говорят сейчас почитатели главы Чеченской Республики. Владимир Путин должен решить, согласен ли он с такой установкой, разделяет ли он ее. Думая о Кадырове, он думает о себе. Если может быть Чечня без Кадырова, то может быть и Россия без Путина. И это тот самый выбор, который президент должен будет сделать и в отношении себя самого, его репетиция.