Почему государство ошибается в экономике

Автор фото: globallookpress

Экономист Дмитрий Прокофьев вспоминает книгу Майкла Крайтона «Парк юрского периода», чтобы проиллюстрировать тезис: простые решения в экономике не работают.

Информация об антикризисном плане правительства стала ограниченно доступной, и в ближайшие дни нас ждет множество рассуждений о том, помогут ли российской экономике 750 млрд рублей, выделение которых этим планом предусмотрено. Откуда в бюджете возьмутся деньги? Например, от частичной продажи федеральной собственности.
По оценкам компетентных чиновников, на реализации госпакетов акций крупнейших компаний заработать можно триллион рублей.
Экономист обратит внимание, что государство почему–то предпочитает покупать бизнес на пике его стоимости — ну вот как в 2013 году государственная нефтяная компания за $55 млрд приобрела такую же нефтяную компанию, но частную. Сегодня уже эта госкомпания целиком оценивается не дороже $40 млрд (а злые люди советуют уменьшить эту сумму еще на несколько миллиардов). В самом деле, могли ли государственные нефтяники представить себе, что за полтора года цена на черное золото упадет в 4 раза? Самое время с дисконтом продать корпорацию ее менеджерам или их внукам. Когда–нибудь случится нечто, повышающее капитализацию нефтепрома, и власти выкупят эту компанию обратно.
Сказанное вовсе не означает, что государство не должно сейчас расстаться с активами, купленными так дорого. Если оставить эти активы под контролем людей, уже совершивших упомянутую сделку, неизвестно, сколько еще придется доплачивать гражданам за такие решения.
Навскидку можно сказать, что сейчас потери каждого россиянина от описанной "нефтяной национализации" составили порядка $200.
Проблема в том, что подобных решений, оплаченных деньгами налогоплательщиков, было сделано много. Две сотни там, две сотни здесь — глядишь, и наберется приличная сумма, достаточная, чтобы спокойно встретить старость.
А насколько вообще велика способность власти позитивно влиять на экономический рост, используя в качестве стимулов разнообразные программы развития, проекты поддержки и инфраструктурные инвестиции? Стимул, если кто не помнит, — это такой острый штырь, которым в Древнем Риме подгоняли быка, впряженного в повозку.
Сама власть, надо отдать ей должное, ограничивает территорию своей заботы. Моя любимая теория выявленных предпочтений требует проводить четкую границу между словами и делами. Государственный телеканал рассказывает о ничтожности доллара и крахе Америки, но, когда дело доходит до оплаты валютной ипотеки, гражданам объясняют, что долги надо отдавать сейчас и здесь, по рыночному курсу. Каждому должно быть ясно, что валютный ипотечник не является привилегированным получателем господдержки, вольно же ему было верить телевизору!
На самом деле экономическая система принадлежит к числу так называемых нелинейных динамических (или сложных) систем, что само по себе делает планирование экономики довольно сомнительным делом.
Тот, кто не хочет утомлять себя решением дифференциальных уравнений, может прочесть в книге Майкла Крайтона "Парк юрского периода" самый популярный рассказ о функционировании сложных систем. В одном из эпизодов романа математик разъясняет, почему динозавры не могли не убежать из своих вольеров.
Даже если вы имеете дело с самой простой системой, вроде шарика, катающегося по столу, говорит ученый, вы не можете предсказать его поведение больше чем на несколько секунд, потому что на шар воздействует масса ничтожных факторов, способных, однако, повлиять на его скорость и траекторию движения. Создатели идеального Jurassik Park реализовали множество планов простых систем контроля над динозаврами — но именно совокупность этих решений привела проект к катастрофе, поскольку предсказать поведение древних хищников оказалось невозможно. Популярность плановой экономики в свое время держалась на обаянии такой простой системы, как заводской конвейер, работу которой можно описать с высоким уровнем точности. Только плановая экономика не могла учесть такой вещи, как желания людей, что и привело в итоге к ее поражению.
Разумеется, власти в своем праве раздавать деньги кому угодно и сколько угодно. Надо только понимать, что в любом случае это попытка оперативно решить проблемы сложной системы за счет простых решений.
Долгосрочный же экономический рост могут обеспечить такие действия, как открытость экономики, защита прав инвесторов и собственников, улучшение предпринимательского климата. Но все перечисленное не дает немедленного эффекта.