По городу катится волна банкротств малых и средних подрядчиков по строительству инженерных сетей. Государственные и частные конкурсы отменяются один за другим. Девелоперы вынуждены создавать свои подрядные структуры, чтобы сдать объекты в срок.
На подрядном рынке Петербурга кризис. Уходят небольшие организации, которые традиционно привлекались на субподряд. Сильнее всего эта проблема коснулась сферы энергетики, так как здесь, в отличие от девелопмента и дорожного строительства, денежные обороты ниже, а подряды невелики, но многочисленны. Из–за дефицита подрядчиков срываются конкурсы по адресным инвестиционным программам Смольного — на них не поступает заявок от потенциальных участников. Бюджеты проектов, входящих в государственные инвестпрограммы, рассчитывались в 2014–м, а то и в 2013 году. Но из–за кризиса себестоимость таких работ резко выросла, а их финансирование не увеличили, сетуют подрядчики. Да еще и расчеты с исполнителями контрактов теперь принято вести не авансом, а по факту исполнения работ, причем часто с задержкой платежей. В итоге компании банкротятся, так как оборотных средств для работы у них не хватает, а кредиты им не по карману.
"Кризис неплатежей ставит подрядный рынок под большую угрозу", — обеспокоен гендиректор ООО "Росинжиниринг–Энерго–Строй" Дмитрий Юрков.
"Они просто тихо уходят"
О проблеме подрядного рынка "ДП" рассказали несколько источников. Прежде всего — сами его участники. Они отмечают, что за последние полгода обанкротились или были ликвидированы несколько десятков небольших подрядных организаций, работавших по господрядам. По словам гендиректора ООО "Росинжиниринг Проект" Александра Ульянова, его компания столкнулась с дефицитом субподрядных организаций, которые могут гарантированно и качественно выполнять работы. Сейчас нельзя быть уверенным, что фирма, которую взяли на субподряд, через пару месяцев не обанкротится, говорит он.
Гендиректор холдинга "
Теплоком
" Андрей Липатов отмечает: "Десятки небольших предприятий просто тихо уходят с рынка — ликвидируются по решению собственников. Это те фирмы, которых мы обычно брали на субподряд для специализированных работ". Держать в штате узких специалистов крупным компаниям невыгодно — они загружены работой лишь несколько месяцев в году, поясняет он. Поэтому обычно крупные предприятия привлекают для таких работ сторонние фирмы, когда в них возникает потребность.
"Но сейчас число таких маленьких фирм резко сократилось, и нам приходится нанимать узких специалистов, так как в тот момент, когда они нам понадобятся, их просто неоткуда будет взять", — сетует Андрей Липатов.
С похожей проблемой столкнулись и девелоперы. Особенно остро она встала во второй половине 2015 года при строительстве тепловых и наружных сетей водоснабжения и канализации, говорят в "Группе ЛСР". "На нескольких объектах пришлось отказаться от услуг подрядных организаций и завершать комплекс работ по строительству данных сетей собственными силами. Поэтому мы приняли решение расширить штат, чтобы снизить риски несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов", — признается директор по строительному производству (специализированные работы) "ЛСР. Строительство-Северо-Запад" Олег Сагдаков.
Ценовая алхимия
Одной из главных причин сложившейся критической ситуации участники рынка называют изъяны в механизме ценообразования в государственных конкурсных процедурах. "Сегодняшнее ценообразование базируется еще на постсоветской системе смет и норм. Итоговая цена контракта — это какая–то алхимия", — говорят в КБ ВиПС.
При расчетах финансирования проектов из бюджета заказчик опирается на данные перспективных программ развития энергетики, составленных несколько лет назад. "В расчет принимаются цены 2014–го, а то и 2013 года. И никто не корректирует эти расчеты. Как будто никакой инфляции в стране нет! Одни только материалы подорожали на 15–40%. Идти на конкурс при нынешних лимитах финансирования — значит заведомо расписаться в том, что контракт не исполнишь!" — возмущен руководитель подрядной организации.
Многочисленные отмены городских конкурсов из–за отсутствия заявок уже никого не удивляют. Причем речь идет не только о мелких проектах, но и о тендерах на десятки и даже сотни миллионов рублей. Так, осенью 2015 года не состоялся конкурс на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей в Сосновой Поляне (объект ГУП "ТЭК") на сумму свыше 127,4 млн рублей. На торги была подана только одна заявка, да и та с нарушениями. Ни один подрядчик не пожелал реконструировать теплосети в районе Шувалово–Озерки (54,4 млн рублей), на Большой Охте (52 млн), Малой Охте (68 млн). Дважды Смольный пытался найти подрядчика для реконструкции теплосетей в Павловске на 73 млн рублей, но оба раза не поступило ни одной заявки.
Впрочем, в комитете по энергетике и инженерному обеспечению сообщили, что нехватки подрядчиков не наблюдают. "Сократилось количество крупных подрядных организаций, обладающих опытом работы, наличием собственных оборотных средств, достаточным количеством техники и трудовых ресурсов. Недобросовестные участники рынка злоупотребляют правом обжалования результатов закупок, добиваясь увеличения времени проведения закупок и срыва сроков заключения и исполнения контрактов", — вместе с тем отмечают в комитете.
Курирующий энергетику вице–губернатор
Игорь Албин
заявил, что не слышал о дефиците подрядчиков: "Сегодня же запрошу анализ отмененных конкурсов".
По словам источника в Смольном, в конце прошлого года обсуждалась возможность увеличения запланированных инвестпрограмм в энергетике. Но денег энергетикам так и не прибавили. Более того, возможно, придется сократить даже уже утвержденные объемы финансирования. Одна из причин — дефицит квалифицированных подрядчиков.
Недоступные деньги
Участники рынка признаются, что были бы готовы работать даже по заниженным конкурсным расценкам, если бы знали, что с ними расплатятся вовремя. "Но таких гарантий нет. Раньше многие заказчики авансировали работы, а теперь платят по факту, причем с задержками", — говорит представитель подрядной фирмы.
Некоторые заказчики прежде рассчитывались за работы через год, а то и через два после подписания актов приемки. Например, так работало ГУП "ТЭК". Сейчас отсрочка оплаты сокращена до полугода, сообщили в ГУП. Но мелких подрядчиков это не спасает: оборотных средств на выполнение работ по контракту у них не хватает, а кредиты брать невыгодно — проценты съедят всю прибыль.
"Отказ от авансирования повышает риски по исполнению контрактных обязательств. Раньше проблема решалась с помощью банковских гарантий. Но сейчас компании среднего уровня получить банковскую гарантию очень сложно", — говорит Дмитрий Юрков.
Коммерческие заказчики теперь тоже стараются работать без авансов, опасаясь, что подрядчик получит деньги и обанкротится.
"Иногда субподрядчики приходят к нам с финансовой брешью и используют аванс для ее латания. Еще вчера фирма была надежной, а сегодня у нее упали объемы работ, появились скрытые убытки", — опасается вице–президент компании STEP Юрий Иоффе.
Если ситуация кардинально не изменится, то мелкие компании вовсе исчезнут, считают участники рынка. Господряды будут выполнять немногочисленные крупные предприятия, умеющие ладить с властями, а городу придется объединять мелкие лоты, чтобы их заинтересовать.
“
Проблема с подрядчиками есть. И если не исправить ситуацию, мы скоро лишимся малых и средних фирм в этой отрасли. А крупные не смогут выполнять необходимый рынку объем работ из–за своей неповоротливости. Сегодня уже отсрочки платежей за выполненные подрядные работы исчисляются месяцами. Но в такой обстановке невозможно жить и работать. Мы тоже предоставляем заказчикам отсрочки, поставляем продукцию по небольшой предоплате. Но всему есть разумный предел. И для отрасли, и для города, и для бизнеса эта ситуация может закончиться очень плачевно.
Сергей Ветлугин
глава представительства ГК "Смит"
“
Желающих выполнять госконтракты довольно много. Но возможности у фирм–подрядчиков ограничены. И их все меньше из–за дефицита финансирования и инфляции. Исправить ситуацию невозможно. Городские чиновники замотивированы бережно расходовать бюджет и ищут надежные и большие компании для исполнения госконтрактов. А это, в свою очередь, убивает потенциал малого и среднего бизнеса и ведет к монополизации рынка. Но в такой ситуации возможности связанных с заказчиком фирм будут только возрастать.
Алексей Белоусов
гендиректор Объединения строителей СПб
“
В городе накопился целый ворох трудностей, связанных с выполнением заказов по госконтракту. И это не локальная, а глобальная история. Много подрядчиков, в том числе крупных, в последние годы обанкротились. Их объективно жалко. И замены нет, потому что вхождение таких фирм в рынок занимает 10–15 лет. Опять будем турок нанимать, чтобы дыры заткнуть? Все сложнее работать добросовестным фирмам. Зато вокруг тендеров развелось множество разных консультантов, которые создают фон и суету. Видимо, не на безвозмездной основе. Никогда такого не было!
Вячеслав Семененко
совладелец КБ ВиПС
“
Ситуация с финансированием сложная. Мы, например, еще в ноябре получили одобрения трех банков под конкурс, который в итоге выиграли. Но до сих пор не можем получить деньги. Под разными предлогами банки отказывают. Требуют кроме недвижимости добавить в залог еще и землю, которой мы владеем не сами, а с партнерами. Между тем стоимость закупаемых материалов растет. Если хочешь конкурировать — не можешь повышать цены. Многие подрядчики работают, просто чтобы работать и содержать коллектив. О прибыли речи нет.
Ия Гордеева
гендиректор ООО "АЭГ"