Зачем нужно было пугать рынок ипотеки возможной отменой госпрограммы

Автор фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Полгода Минфин утверждал, что не будет продлевать госпрограмму по ипотеке, и наводил ужас на весь рынок, который готовился к падению продаж вдвое. Сейчас деньги на программу с легкостью нашлись. "ДП" объясняет, зачем был нужен такой финт.

Госпрограмму субсидирования ипотечных ставок все-таки продлевают до конца года, заявил глава Минстроя Михаил Мень в ходе конференции "Итоги рынка недвижимости в 2015 году". "Вы, наверное, слышали выступление нашего премьер-министра на съезде партии "Единая Россия",  — заявил министр. — Было много обсуждений, но все-таки было принято окончательное решение программу эту продлевать". Правительство выделит в рамках программы 16,5 млрд рублей: они будут потрачены как на саму продленную программу, так и на обслуживание субсидий, которые были выданы в прошлом году.
До этого Минфин на протяжении полугода утверждал, что программу точно продлевать не будут, что повергло рынок в состояние если не паники, то крайнего беспокойства. Застройщики уже готовились к тому, что продажи жилья упадут еще на 50% после отмены госпрограммы, банкиры говорили, что смогут выдавать ипотеку на первичное жилье только под 14-15%, а Минстрой в спешке разрабатывал альтернативные меры поддержки ипотеки.
Теперь же многие игроки задумываются, зачем на самом деле нужно было столько времени утверждать, что программу точно не продлят, тогда как ее необходимость и невозможность заменить ее каким-то другими мерами была очевидна.
Программа оказалась бы не нужна, если бы ключевая ставка активно снижалась, как этого ожидал Минфин. Сейчас государство предоставляет банкам субсидии в размере недополученных доходов до уровня, равного ключевой ставке плюс 3,5% процентного пункта. Это значит, что при установленной ключевой ставке в 11% банки получают доход, аналогичный ипотеке, выданной по ставке 14,5% годовых. Для заемщика ставка по кредиту не должна превышать 12% годовых. То есть необходимость в субсидировании ставки действительно отпала бы, если бы ключевая ставка опустилась в марте до уровня 8,5%. Но ключевая ставка ЦБ замерла на отметке в 11% уже как 5 месяцев, и надеяться на ее резкое снижение, согласно прогнозам, не стоит.
Источник:
Также для игроков рынка очевиден был факт, что никакие альтернативные меры субсидирование ставок не заменят: предлагаемые меры, в частности снижение размера первичного взноса с 20-30% и субсидирование первичного взноса за счет бюджетных средств, не смогли бы поддержать спрос и действительно эффективно помочь застройщикам.
Тем не менее российские заемщики, которые привыкли готовиться к худшему, оказались под серьезным давлением: некоторые из них из-за страха отмены программы решились взять ипотеку, несмотря на падение реальных доходов, риски сокращений и другие неприятные последствия кризиса. "Я думаю, это сделано для того, чтобы поднять ажиотаж и постараться хоть как-то раскачать и рынок недвижимости и ипотечного кредитования", — предполагает Дмитрий Шевченко, заместитель председателя правления АКБ "Ланта Банк".
Но даже если целью разговоров об отмене программы было повышение спроса, то достигнуть ее не удалось. Большинство банков особенного скачка в выдачах ипотеки в январе не отмечают: действующая госпрограмма и даже новости о ее возможной отмене хоть и поддерживают спрос, но спасти сегмент не в состоянии. "Прошедший 2015 год показал, что резкого роста спроса программа субсидирования процентных ставок не спровоцировала. И те, кто планировал ею воспользоваться, заранее знали о сроках завершении программы", — поясняет управляющий директор по ипотеке филиала "ВТБ 24" в Санкт-Петербурге Ирина Зуева.
"Мы не отметили резкого скачка спроса на жилищные займы, он остается достаточно стабильным, — говорит первый заместитель правления банка "Югра" Юрий Мельников. — Несмотря на то что в прошлом году треть квартир была куплена в ипотеку по программе государственной поддержки, выделенный лимит выбран все равно не был, что говорит о достаточно скромном спросе на жилищные кредиты, даже несмотря на относительный успех программы. Говорит об этом и решение сократить объемы финансирования до 16,5 млрд рублей, тогда как в прошлом году правительство увеличило лимит аж до 700 млрд. Понятно, что продлевают программу исходя из полученного опыта и в интересах как банковского сектора, так и девелоперов, неоднократно обращавшихся к правительству с такой просьбой, поскольку в отсутствие иных стимулов только господдержка могла обеспечить продажи жилья в условиях сокращения спроса".
По мнению отдельных игроков рынка, продление госпрограммы по ипотеке имело и другие, политические мотивы: до выборов в субъектах РФ осталось всего полгода, а такое показательное заявление на съезде "Единой России" может прибавить партии очков.
Идея продления ипотеки в целом подавалась исключительно как предложение единороссов, которое затем поддержал Дмитрий Медведев. "Многие обращаются в партию с просьбой сохранить доступную ипотеку. Это, скажем по-честному, немалые затраты для государственного бюджета. Хочу сказать, что я это предложение поддерживаю. Предлагаю продлить программу субсидирования ставок по ипотечному кредитованию", — именно так объявил о намерении пожертвовать 16,5 млрд рублей из бюджета премьер.