23:3310 февраля 201623:33
181просмотров
23:3310 февраля 2016
Сеть товаров для детей "ВотОнЯ" открывает аптеки на территории своих магазинов. Покупательский трафик аптекам обеспечен, но занять сеть сможет не больше 3% аптечного рынка, считают эксперты.
Как стало известно "ДП", компания "ВотОнЯ", которая принадлежит акционеру Х5 и основательнице "Пятерочки" Татьяне Франус, с прошлого года начала открывать аптеки на территории магазинов своей розничной сети. Первая аптека открылась в магазине на ул. Маршала Захарова, 40. Как рассказали в компании, аптечные пункты работают уже в трех из 55 торговых точек сети, цель — открыть аптечные пункты при магазинах во всех районах города.
Не классический игрок
Площадь аптечных пунктов — 30–40 м2, ассортимент насчитывает 3 тыс. наименований лекарств как для детей, так и для взрослых, а также медицинскую технику, косметику, расходные материалы, БАДы. Сейчас компания ведет работу по интеграции аптечной группы товаров на сайт, чтобы в будущем предоставить возможность предварительного заказа и бронирования лекарств в аптечных пунктах. "Мы не классический игрок фармрынка, мы сеть детских магазинов, аптечные товары — одна из товарных групп, представленных в наших магазинах", — говорит представитель компании "ВотОнЯ".
Интернет–магазин "ВотОнЯ" начал работать в 2012 году, спустя 2 года появились первые офлайновые точки. Компания "ВотОнЯ" принадлежит Татьяне Франус (12,5%), ее сыну Сергею (27,5%), а также бывшему генеральному директору "Карусели" Олегу Прокопюку (10%) и аффилированному с ними ООО "Перспектива" (50%), следует из данных СПАРК. Большую часть бизнеса контролирует семья Франус. Выручка компании в 2014 году составила 221,2 млн рублей, убыток — 95,2 млн.
Проверенный опыт
Соседство аптеки с розничным магазином — тренд, набирающий популярность. На территории своих магазинов аптеки открывают сеть "А5" (в "Пятерочках") и ГК "Дети" (сети "Здоровый малыш", "Дети"). ГК "Дети" первую аптеку в своем магазине открыла несколько лет назад, на пике развития сети работали около 40 точек под брендом "Аптечка для вас".
Основные преимущества формата — постоянный трафик покупателей и отсутствие затрат на аренду, рассказывает Екатерина Резанова, представитель ГК "Дети". "В нашем случае эти преимущества сделали проект "Аптечка для вас" вполне успешным, по итогам 2014 года мы вошли в сотню по обороту в России, хотя аптеки были только в Петербурге", — говорит она. Трудности у проекта возникли лишь с началом акционерного конфликта в ГК "Дети" в 2015 году. Но большинство ведущих торговцев детскими товарами открывать аптеки не спешат. Виктория Понятовская, генеральный директор сети "Лукоморье", говорит, что аптек в их магазинах не будет, так как это непрофильный бизнес для компании. Нет таких планов ни у ГК "Детский мир", ни у сети "Юниор".
Перспективное сочетание
"Это перспективное направление, особенно если в ассортименте аптеки будет широкий перечень лекарств именно для детей", — уверен Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma. Судя по опыту проекта "Аптечка для вас", эффект синергии действительно есть, но узкая специализация сильно ограничивает поток покупателей, говорят в аптечной сети "Алоэ": отсеиваются хронические больные, исключается возможность спонтанных покупок "взрослого" ассортимента. Проект повысит свои шансы на выживание, если сделает ставку на эксклюзивный ассортимент и специалистов, способных предоставить узконаправленную консультацию, считают в "Алоэ".
Потенциальную долю рынка сети из 55 аптек при детских магазинах Павел Расщупкин оценивает в 3–4%, не больше. В сети аптек "Алоэ" потенциальную долю сети оценивают в 0,5% — эта доля высвободилась с уходом сети "Аптечка для вас". "Аптечный рынок переполнен, поэтому компания сможет достичь успеха, только приложив колоссальные усилия, — аптечный ретейл специфичен, работать в нем непросто", — комментирует Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети "Ригла".
По итогам 2015 года розничный сегмент лекарственного рынка Петербурга составлял порядка 33,5 млрд рублей, свидетельствуют данные RNC Pharma. Он рос на 15%, в основном за счет удорожания лекарств. Правда, по сравнению с непродовольственным рынком в целом аптечный сегмент все равно выигрывает. По данным "Петростата", в 2015 году продажи непродовольственных товаров в Петербурге упали на 13,6%, до 675,8 млрд рублей. "Аптеки просели, потому что потребители стали все чаще отказываться от препаратов для профилактики в пользу жизненно важных препаратов, говорит Павел Расщупкин.
“
Мы рассматривали возможность запуска аптек. Сейчас самое время открываться, любое детское направление обречено на успех, поскольку родители практически не экономят на детях. Тем более арендные ставки сейчас позволяют реализовать планы по развитию. Дети болеют часто, у мам–покупательниц аптеки будут очень востребованы при соответствующем качестве и высокой квалификации специалистов. Правда, мы от идеи отказались, потому что аптечный бизнес специфичен и достаточно рискован.
Эдуард Власов
коммерческий директор сети "Юниор"
“
Мы расширили ассортимент за счет товаров для детей год назад и результатами довольны. По сравнению с другими категориями спрос на них очень высокий, родители — активные покупатели. Несмотря на кризис, в онлайн–магазине очень востребованы крупногабаритные товары: коляски, автокресла и кроватки, чуть менее активно продаются игрушки. Сейчас мы переходим к торговле детскими товарами и в наших офлайн–магазинах. В Петербурге первой в новой концепции стала "Техносила" на Народной ул.
Сергей Зернов
коммерческий директор торговой сети "Техносила"