Смольный оплатит долги потребителей перед структурами «Газпрома», снабжающими теплом и горячей водой половину города. Речь идет о задолженности в размере 7,3 млрд рублей. Погашение долгов перед всеми монополистами может обойтись бюджету в 15 млрд рублей.
Смольный
за счет бюджета погасит задолженность потребителей в сфере ЖКХ перед структурами «Газпрома» (ОАО «ТГК-1» и ООО «Петербургтеплоэнерго», снабжают теплом и горячей водой примерно 50% жилого фонда Петербурга). Речь может идти о 7,3 млрд рублей. Впрочем, город готов гасить только долги государственных жилкомсервисов, задолженность частных управляющих продолжит расти.
Соглашение о расчете по долгам петербуржцев стороны подпишут до конца марта (в распоряжении «ДП» есть документ, скрепляющий эту договоренность).
Если с ТГК-1 и «Петербургтеплоэнерго» расплатятся за счет казны, то остальные монополисты — ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Петербургская сбытовая компания, «Газпром межрегионгаз» — тоже могут потребовать списать долги населения за счет бюджета. В общей сложности петербургские потребители в жилищной сфере задолжали всем городским монополистам за коммунальные услуги свыше 20 млрд рублей, из них просроченная задолженность — 14,2 млрд рублей.
Все по протоколу
Как говорится в Протоколе межведомственного совета по реализации соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Газпром» (копия есть у «ДП»), жилищный комитет во главе с его председателем Валерием Шияном должен до конца I квартала 2016 года «обеспечить реализацию утвержденных мероприятий, направленных на исключение роста дебиторской задолженности и погашение просроченной задолженности за отпущенную тепловую энергию» управляющих жилым фондом организаций.
Жилищный комитет также должен проанализировать корректность начислений ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (ГУП «ВЦКП», выставляет счета по квартплате 70% жилого фонда Петербурга). Деятельность этого ГУП давно подвергают критике городские монополисты, считая его работу непрозрачной. В 2014 году глава «Газпром энергохолдинга» (основной владелец ТГК-1) Денис Федоров назвал ВЦКП черной дырой, в которой пропадают деньги плательщиков.
Кроме того, город обещал «Газпрому» создать единую эталонную базу по жилым и нежилым помещениям жилого фонда, чтобы монополист мог проверить, за какие помещения и в каких размерах начисляется потребителям плата за тепло и горячую воду.
Контролировать выполнение этих обещаний будет «Газпром».
Долг может вырасти
В ТГК-1 отказались комментировать этот документ. В компании сообщили, что на 1 января 2016 года просроченная задолженность петербургских потребителей перед ТГК-1 составляет 5,2 млрд рублей, из них в сфере ЖКХ — 4,7 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей — долг потребителей «Петербургтеплоэнерго».
Начальник департамента по сбыту тепловой энергии ТГК-1 Сергей Лапин заявил, что более 60% долга приходится на управляющие компании, подконтрольные городу (около 40 компаний, большая часть из них объединены общим названием «жилкомсервис»). Они недоплатили монополисту 2,82 млрд рублей. Например, просроченный долг Жилкомсервиса № 2 Ва-силеостровского района (ЖКС-2) перед ТГК-1 — около 600 млн рублей. ЖКС-2 обанкротился в 2012 году, с тех пор его долг вырос почти в 2 раза.
«В 2014-2015 годах ТГК-1 заключила с рядом жил-комсервисов договоры цессии, уменьшив долг предприятий ЖКХ более чем на 600 млн рублей. Должники могли оплатить долги не по квитанциям ВЦКП, а напрямую в ТГК-1. Однако жилкомсервисы не уведомили должников об этом, и мы не получили этих денег», — рассказал Сергей Лапин.
Теперь ТГК-1 может в одностороннем порядке расторгнуть договор цессии, так как вторая сторона не исполняет своих обязательств. Тогда просроченный долг потребителей сферы ЖКХ перед этой компанией вырастет до 5,3 млрд рублей.
Очередь на погашение
Если город погасит долги перед ТГК-1, то с таким же требованием могут обратиться к властям и представители других ресурсоснабжающих организаций (РСО). Опрошенные «ДП» монополисты не стали комментировать такую перспективу. Так, в ГУП «Водоканал» уклончиво заявили, что сейчас обсуждается, как остановить рост долгов. Только когда этот вопрос будет решен, можно будет говорить «о мерах государственной поддержки».
Однако, судя по словам главы комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрея Бондарчука, монополисты обращались с такими предложениями в Смольный. «Мы готовы прорабатывать предложения РСО о погашении долгов из бюджета», — заявил Бондарчук. Причем речь идет прежде всего о долгах управляющих компаний, контролируемых государством, говорит он.
В 2014 году, еще при вице-губернаторе Владимире Лавленцеве, Смольный выдвигал идею списания части долга монополистам за счет казны. Однако тогда это не удалось: Бюджетный кодекс РФ запрещает проведение таких платежей. В комитете финансов подтвердили, что обойти эту норму федерального законодательства невозможно.
Выпрямить платежи
Смольный и РСО уже не первый год пытаются решить проблему роста долгов. Они увеличиваются не только из-за того, что население не платит (по этой причине долг ежегодно растет на 1-2,5 млрд рублей), но и из-за кривого механизма начисления коммунальных платежей.
Главных проблем две. Первая — несоответствие начисленных платежей реальной стоимости поставленных в жилые дома коммунальных ресурсов (тепла, воды, электричества, газа). Так, в 2015 году ГУП «ТЭК» поставило горожанам тепла и горячей воды примерно на 9,24 млрд рублей, а ВЦКП начислил за эти ресурсы всего 8,9 млрд рублей. Образовавшуюся разницу (340 млн рублей) взыскать не с кого: население в домах и квартирах без приборов учета коммунальных ресурсов платит по нормативам потребления. В сентябре 2015 года эти нормативы были снижены, и в результате начался резкий рост долгов по коммунальным платежам, говорит заместитель гендиректора по сбыту ГУП «ТЭК» Юрий Тельтевский.
Второй большой источник накопления долгов — неучтенные нежилые помещения в домах (подвалы, чердаки, подсобные и технические помещения и т. п.). За них вообще никто не платит, но обогревать и освещать их приходится. То есть долги перед РСО у потребителей накапливались бы, даже если бы все граждане полностью оплачивали свои квитанции.
Причем долги эти повисают на управляющих организациях: УК, ТСЖ, ЖСК. Дело в том, что РСО поставляют коммунальный ресурс не напрямую собственникам жилья, а управляющим, а те предоставляют коммунальную услугу жильцам.
Единственным способом остановить рост долгов монополисты считают переход населения на прямые платежи. Если бы плата выставлялась напрямую собственникам жилья и они сами рассчитывались с РСО, сегодняшние недоразумения с размерами начислений были бы устранены, уверены монополисты.
Однако волевым решением Смольного или РСО перевести потребителей на прямые платежи невозможно. Жилищный кодекс РФ требует, чтобы собственники жилья принимали соответствующие решения на общих собраниях.
В Петербурге лишь несколько десятков домов платят монополистам напрямую (всего в городе свыше 24 тыс. жилых зданий). Госдума РФ 2 года не может принять поправки в закон, упрощающие переход на прямые платежи.
“
Наибольший прирост задолженности по коммунальным платежам дают жилкомсервисы (ЖКС) с государственным участием. Мы проанализировали отчетность ЖКС. Оказалось, что их просроченная задолженность только перед «Петербургтеплоэнерго» составляет 59% (859,7 млн рублей) их годовой выручки. Не говоря о поставщиках других коммунальных ресурсов. Учитывая, что она так велика, мы считаем, что решить проблему ее погашения можно только с участием правительства Петербурга. Это может быть целевое кредитование управляющих компаний, бюджетные инвестиции в их уставный капитал и другие способы.
Андрей Машлыкин
генеральный директор ООО «Петербургтеплоэнерго
“
Государство не может решить проблему накопления долгов — ни поменять механизм начисления квартплаты, ни начать отключать должников. Вот и расплачивается за это из бюджета. Но у нас такие же проблемы, а нам вряд ли что-то компенсируют. Например, недавно у нас появилась квартира, в которой живет не собственник, а наниматель. То есть ему город предоставил квартиру. Он платит лишь часть платежей по квитанции, причем многие оплачивает не полностью, так как он не член ЖСК. В итоге он сэкономил уже 100 тыс. рублей. А платить за него приходится членам кооператива.
Ольга Корякина
председатель ЖСК "1066"
“
Проблема не в пробелах законодательства. Прежде всего задолженность возникает из-за отсутствия синхронизации работы РСО и жилкомсервисов по учету объемов потребления коммунальных ресурсов. Сейчас в Кронштадте идет пилотный проект по такой синхронизации. И результаты его очень хорошие. Например, по поставкам ГУП «ТЭК» разница в начислениях этого предприятия за поставленное тепло и горячую воду и в начислениях жилкомсервиса населению сократилась с 4 млн до 0,5 млн рублей. Мы уже начали проводить обучение бухгалтеров ЖКС, чтобы они корректно выставляли счета.
Людмила Соловьева
заместитель председателя жилищного комитета Петербурга