ФТС России предлагает лишить Балтийскую таможню функции контроля, передав ее постам в Усть-Луге и Бронке. Эксперты ожидают, что это приведет к перераспределению грузопотоков.
В распоряжении редакции "ДП" оказались два письма руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Андрея Бельянинова: одно к полномочному представителю президента РФ по Северо-Западу Владимиру Булавину, а второе — к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
В этих письмах, идентичных друг другу, глава ФТС сообщает, что в связи с регулярно выявляемыми "грубыми нарушениями" в работе Балтийской таможни (БТ), которые так и не удалось устранить с помощью кадровых перестановок и "организационно-штатных мероприятий", он планирует забрать у БТ функцию документального таможенного контроля и отдать ее исключительно двум таможенным постам: посту Бронка Балтийской таможни и посту Усть-Луга Кингисеппской таможни.
Футбольный характер
По мнению опрошенных "ДП" экспертов, если эта инициатива будет реализована, это в 100% случаев сильно растянет по времени процедуру растаможки во всех терминалах Морского порта Петербурга, кроме Бронки и Усть-Луги.
А при желании инспектора этих двух таможенных постов смогут легко и без малейшего для себя риска полностью парализовать грузопотоки любого из удаленных терминалов.
В итоге это приведет к частичному перераспределению грузопотоков в пользу все тех же Бронки (инвестор — холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко и полковника ФСБ в отставке Николая Негодова) и Усть-Луги.
"Когда пост, рассматривающий декларации, и пост, растаможивающий груз, находятся далеко друг от друга, это даже при электронном документообороте создает множество проблем, так сказать, футбольного характера, — объясняет управляющий партнер юридической фирмы "Юринфлот" Владимир Морковкин. — Они могут возникнуть уже на этапе присвоения номера декларации, а если возникнет необходимость досмотра, взвешивания или просвечивания груза, растаможка может длиться практически неограниченное время".
Нарушенные связи
Петербургский порт способен обрабатывать 5 млн TEUs (20-футовых контейнеров) в год. Но сейчас он переваливает только 2,5 млн TEUs. В Бронке в конце 2015 года открылся новый контейнерный терминал мощностью 1,5 млн TEUs в год.
Судоходные линии не спешат в новый порт. Но, если идея ФТС будет реализована и за постом Бронка будет закреплена функция документального контроля грузов (то есть решение о выпуске груза будет принимать инспектор, находящийся в Бронке, а не в Петербурге), спрос на нее быстро пойдет в рост.
Правда, как уверены участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), для добросовестных импортеров ничего не изменится.
"Они и раньше проводили удаленное оформление грузов, — уточняет заместитель директора по развитию ГК "Вента" Сергей Прошин. — Например, находясь в Петербурге, подавали документы на растаможку груза, пришедшего в порт Владивостока. Сложности могут возникнуть, если, например, таможня решит провести досмотр груза и затребует дополнительные документы. Тогда документы нужно будет везти в одно место, а досмотр будет проходить в другом".
Другой участник ВЭД считает, что проблемы возникнут прежде всего у тех импортеров, которые работают по серым схемам, чем, собственно, и объясняются упомянутые Андреем Бельяниновым "грубые нарушения" в работе Балтийской таможни: "Налаженные деловые связи рухнут, придется выстраивать их заново, а это лучше делать, когда и выпускающий инспектор, рассматривающий документы, и сам груз находятся в одном таможенном пункте".
В пресс-службах ФТС России, холдинга "Форум" и полномочного представителя президента РФ по Северо-Западу воздержались от комментариев.