Подчиненные поймут, если вы заставите их вязать вам шарф или собирать чернику для вашей бабушки. А вот список того, чего они вам никогда не простят.
Если вы вдруг решили, что были слишком суровы с работающими на вас сотрудниками, или просто удивились, с чего это они вас так ненавидят, вполне возможно, вы решите по-новому взглянуть на круг обязанностей своих (рабов) подчиненных. Простые и банальные ответы на вопрос, к чему нельзя принуждать работников, вы можете обнаружить в различных опросниках для персонала. Но даже если вы перестанете требовать от юриста мыть полы в вашем кабинете и разрешите секретарше не делать уроки за вашего сына, их ненависть может остаться на прежнем уровне. Возможно, проблема глубже, чем вам кажется, а решение не стоит искать на поверхности. Так что, если вы решились с головой погрузиться в пучину того, о чем нельзя просить своих подчиненных, готовьте акваланг.
Оценить свою работу
Даже если денег в компании совсем нет и нанять приличного кадровика, который мог бы быть в курсе того, как работают ваши сотрудники, вы не в состоянии, лучше уж и вовсе их никак не оценивать. А вот идея переложить экономии ради эту ответственную задачу на самих сотрудников – точно не из лучших. Дело в том, что подавляющее большинство работников сами оценивают свои труды чуть выше среднего уровня. На самом деле не все из них работают так классно, как им самим хотелось бы. Да и вообще, такое просто невозможно статистически. Для этого феномена даже придумали название – иллюзорное превосходство. В общем, если доверите подчиненным самим судить о том, насколько хорошо они справляются со своей работой, то про адекватную оценку эффективности можете забыть. К тому же самые классные работники будут недоумевать: почему это они должны себя оценивать, вы что же, сами не видите, как они хороши?! Пройдя стадию разочарования и негодования, лучшие кадры уволятся, а вы останетесь с командой бездарностей, ошибочно полагающих, что они работают чуть лучше, чем просто хорошо.
Судить, как работают другие
Ложь, стукачество и полное отсутствие адекватных отношений в коллективе – вот это все, что вам светит, если вы заставите сотрудников оценивать работу друг друга. Конечно, если ваш отдел или даже целая компания вам нужна для того, чтобы, вооружившись ведром попкорна, увлеченно наблюдать за тем, как сотрудники убивают друг друга, то все в порядке, наслаждайтесь. Если же вы хотите, чтобы эти люди все-таки работали, лучше не заставляйте их судить, как трудятся другие.
Отказаться от еды
Вы имеете полное право считать, что много есть вредно, перерыв на обед – непозволительная роскошь, лишний час лучше потратить на работу или встречу с клиентами. Но при всем этом ваши сотрудники имеют такое же право так не считать, и в данном случае законодательство и здравый смысл на их стороне. Они действительно имеют право на то, чтобы раз в день отлучиться на час для того, чтобы просто поесть. Смиритесь. И перестаньте пугать лудей тем, что раз они в кризис находят время и деньги на еду, то работа им, стало быть, совсем не нужна.
Жертвовать чем-либо
Не важно, заставляете ли вы голосовать своих подчиненных за вашу любимую партию или собираете с них деньги на лечение пса Шарика. Да, второй порыв намного благороднее, но того факта, что вы вынуждаете сотрудников чем-то жертвовать (деньгами или своей гражданской позицией) все равно делает из вас никудышного босса, которого все будут ненавидеть намного больше, чем среднестатистического начальника.
Делать то, что вы никогда не делаете
Раз вы босс, то хвататься за все подряд вы не обязаны. Да и обязанности ваши как начальника сильно отличаются от обязанностей тех, кто на вас работает. Но вдохновлять на свершения все же лучше личным примером. Это не значит, что вы должны носить своему ассистенту кофе, чтобы он начал носить его вам. Но если вы сами не являлись на работу раньше полудня, а от подчиненных требуете являться ровно в восемь, то, во-первых, никто вас не послушает, а во-вторых, вас уже все возненавидели.