Руководители российского государства редко стали говорить о новых крупных проектах — в основном они заняты сейчас тем, как вообще свести бюджет без слишком большого секвестра. Но было время, когда горизонты были радужными и все казалось по плечу.
Мы должны были жить сейчас в совершенно другой стране. Например, Россия должна была стать международным финансовым центром. Ну, по крайней мере одним из таких центров, на равных конкурирующим с Гонконгом и Лондоном. Еще в начале своего президентского срока, в 2008 году, Дмитрий Медведев постановил создать такой центр в Москве. "Широкий спектр торгуемых активов должен сделать центр по-настоящему выгодным как для российских, так и для иностранных участников, — говорил президент, — а проведение операций за счет использования современных технологий должно стать и надежным, и дешевым".
В 2011 году Дмитрий Медведев бодро рапортовал о том, что мы уже на полпути. Правительство нашло участок под Москвой, Сбербанк подсчитал, сколько это будет стоить, но в 2014 году на этом месте решили построить жилье, а про МФЦ уже никто не вспоминает.
Нефть по всему миру
Не было недостатка в нефтяных проектах. Самым главным было присоединение к России арктического шельфа. После того как в 2007 году на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом установили российский флаг, казалось, что дело в шляпе и шельф — наш. Но заявку на признание российской территорией хребта Ломоносова и других участков отклонили. На днях Россия подала в ООН еще одну, откорректированную заявку на расширение шельфа, которую, видимо, будут рассматривать еще пару лет.
Шельф должен был стать крупным источником топлива. Одно Штокмановское месторождение должно было давать более 20 млрд м3 газа консорциуму из международных нефтяных компаний. Россия поставляла бы этот сжиженный газ, заняв бы там 10% рынка. В середине 2000-х планы постоянно менялись, и в итоге ничего так и не заработало.
Если в Северную Америку углеводороды ехали бы танкерами, то в Европу — по подводным трубопроводам. "Северный поток" по дну Балтийского моря проложить успели, а вот "Южный" по дну моря Черного — уже нет. Подоспело охлаждение отношений с Европой. Фактически исчез из повестки дня после известных событий и его сменщик "Турецкий поток".
Кстати, торговались бы нефть и газ в этой другой стране за рубли. Об этом Владимир Путин сказал сравнительно недавно, в 2014 году: мы, говорил президент, "в дальнейшем намерены активно использовать национальные валюты при торговле энергоресурсами, при осуществлении прочих внешнеэкономических расчетов, как в Китае, так и с другими странами". Новость вызвала большой фурор в патриотических кругах, но дальше рекламной акции с продажей небольшой партии нефти Китаю за рубли дело не пошло.
Энергетика вообще преобразилась бы массово. В 2009 году Владимир Путин объявил о масштабных планах развития АЭС. "Если в советские годы за все десятилетия было построено 35-38 крупных энергоблоков, то в ближайшие 10 лет мы планируем 30-32. Объем колоссальный", — сказал он. Цифры, озвученные Путиным, могли означать строительство по сути еще десятка АЭС, но в реальности сейчас строится на разных АЭС в 3,5 раза меньше энергоблоков. И это, кстати, еще не самый оптимистичный план, потому что 3 годами ранее глава Росатома Сергей Кириенко обещал до 58 атомных энергоблоков (в России, не считая строек за рубежом), правда, к 2030 году.
Дорогие дороги
Транспорт в России тоже должен был развиваться совсем по-другому. Большинство проектов в этой области не то чтобы совсем не двигаются, но двигаются не так, как задумывалось. Скажем, скоростная трасса между Петербургом и Москвой строится уже 10 лет и должна бы уже минимум пару лет как работать, а изначально ее вообще собирались сдать к 2010-му. Но к настоящему моменту готовы лишь отдельные участки.
Один из самых амбициозных и свежих проектов — центральная кольцевая автодорога — тоже не отменен. Только вот буквально накануне Счетная палата РФ рассказала, как там идут дела: "Госкомпания "Росавтодор" получила из Фонда национального благосостояния на строительство ЦКАД 21,7 млрд рублей... Выяснилось, что на деле практически никаких строительных работ по этому проекту в 2015 году не велось, а деньги лежали в Газпромбанке — с них "Автодор" получил в виде процентов 1,2 млрд рублей". В прошлом году госкомпания все-таки нашла в себе силы перечислить аванс в 12,6 млрд рублей АО "Крокус интернешнл", но и та все деньги положила на счет в Сбербанке, зарабатывая проценты.
А между прочим, ЦКАД предназначалось и, кажется, предназначается до сих пор стать одним из элементов автострады из Западного Китая в Западную Европу. Она, в свою очередь, должна дать "значительный импульс развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторам экономики".
Россию должны были опоясать высокоскоростные железные дороги. Не будем вспоминать о стратегических планах РЖД, но вот в 2011 году Владимир Путин предложил правительству "подумать над тем, как связать в единую сеть скоростного движения основные города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году". Об этой идее никто даже не вспоминал потом.
Скоростная магистраль хотя бы до Казани выглядела более реальной. В прошлом году ее должны были начать строить, а в этом уже сдать первый участок. Сейчас все сроки сдвинулись, и в эти дни только проводят общественные слушания в местах пролегания дороги. К чемпионату мира точно не успеют. Да, и на "Сапсанах" мы бы, кстати, ездили не только в Казань, но и в Сочи.
Невысокие технологии
Та Россия, которая могла бы быть, сделала бы уже сейчас большой шаг вперед в современных технологиях. Еще в 2006 году правительство утвердило программу развития технопарков, а годом раньше — программу развития наукоградов. Должны были появиться сотни тысяч рабочих мест и сотни высокотехнологичных производств, экспортирующих свою продукцию и зарабатывающих миллиарды. На практике технопарки построили, пусть и не без проблем и проволочек, и они работают, но по итогам 2014 года, как показала проверка Счетной палаты, экспортировали продукцию только три технопарка, а парк в Татарстане за 3 года запатентовал лишь одну компьютерную программу.
"РОСНАНО" преследуют провал за провалом, самый крутой проект Сколково должен был стать нашей Силиконовой долиной, но не смог. В глобальном инновационном индексе INSEAD за 2015 год Россия находится на 48 месте, уступая... да лучше даже не говорить кому, чтобы не расстраиваться. Достаточно сказать, что мы делим строчку с Маврикием. И без цифр видно, что IT-лидером мы не стали, и аналогов Booking.com и Tripadvisor так и не появилось. В конце января правительство решило гальванизировать сектор и создать новую госкомпанию, а заодно и кресло специального вице-премьера по инновациям, но все это мы, к сожалению, уже видели.
Не стоит говорить о более конкретных проектах, многие из которых все-таки исполняются, пусть и со скандалами и срывами сроков. Космодром "Восточный" ведь все-таки построят (хотя уже в прошлом году Россия должна была вернуться на Луну, высадив на ней лунные модули). Страна так и не развила игорные зоны, много чего не появилось в регионах — Петербург, к примеру, давно должен был жить с небоскребом, аэроэкспрессом и новым стадионом, а на Дальнем Востоке так и не дождались мостов, кроме моста на остров Русский.
Все перечисленное, в случае реализации, способно было полностью преобразить страну. Нельзя сказать, что не сделано совсем ничего, есть и успешные примеры строительства и модернизации в разных сферах, но они не сложились в единую картину, и прорыва не произошло ни в одной области. Хотя ударное проведение Олимпиады в Сочи позволяло надеяться, что власти могут, если захотят.