Новая колонка историка Льва Лурье в этот раз посвящена грядущим выборам. Он уверен, что выборы в Законодательное собрание для нас много важнее, чем федеральные баталии в Госдуме.
На этой неделе в Мариинском дворце приняли закон о выборах в Законодательное собрание, губернатор его немедленно утвердил. Стали понятны правила, по которым изберут в сентябре депутатов ЗС, а про Государственную думу мы и так знали.
Есть время подумать, за кого голосовать. Мне представляется, что городские выборы для петербуржцев и важнее, и интереснее думских.
Прошлые выборы в Думу вызвали немало энтузиазма: наблюдатели, митинги, слухи и толки. Явка превысила 54%. В итоге по Петербургу 35% было у ЕР, 34% — у эсеров, 15% — у КПРФ, 10% — у ЛДПР, 12% — у "Яблока". В Думу от Петербурга (не считая тех, кто вошел в федеральную часть списка) попали шесть единороссов, три эсера, два коммуниста и один жириновец. Яблочников не пропустили: партия не набрала 5% голосов по России.
За 5 лет судьба России драматическим образом изменилась, но все петербургские думцы, вне зависимости от партийной принадлежности, голосовали по важнейшим вопросам одинаково (может быть, воздерживались — не знаю). Никто не выступил открыто ни против "закона Димы Яковлева", ни против ужесточения прав граждан на мирные протесты, ни в связи с ограничениями прав НКО. Все одобрили присоединение Крыма и полностью одобряли миролюбивую внешнюю политику Владимира Путина.
В Думе вообще не соглашались с большинством только три никак не связанных с дельтой Невы депутата: Геннадий Гудков и Илья Пономарев (их благополучно изгнали из депутатов) и Дмитрий Гудков (единственный оставшийся). Петербуржцам же все в целом нравилось.
Те, кому нравится существующий порядок вещей, могут особенно не заморачиваться и голосовать за любую парламентскую партию: результат будет одинаков.
Те, кому не нравится, выбирают кандидатов от "Яблока" или оппозиционных одномандатников. Скорее всего, это будут люди из "Парнаса". От "Правого дела" пойдут нынешние депутаты Оксана Дмитриева и Наталья Петухова. Эти дамы, конечно, чуть стилистически отличаются от своих бывших однопартийцев (поэтому их и выгнали эсеры), но это и правда вопрос не содержания, а эстетики. Голосуют как все, большого шума не поднимают.
Если России будет суждено как–то решительно измениться в течение следующего избирательного цикла, состав Думы не будет иметь решающего значения. Большинство лишено какой–либо идеологии и проголосует за любые изменения, если этого потребуют события и сложится соответствующая атмосфера.
Совершенно другая ситуация с выборами в ЗС. Городские законодатели в своей значительной части исторически, со времен Ленсовета, непокорны, не боятся конфликтов со Смольным и внимательны к нуждам избирателей. В этом смысле Петербург уникален. Действительно, как говорится, "это Питер, детка". У балтийской молодежи развлечения свои.
Раз за разом общественное мнение через своих законно избранных представителей добивается необходимых уступок. Так было с башней "Газпрома", с 31–й больницей, с передачей РПЦ Исаакиевского собора и Музея Арктики и Антарктики, с мостовой на ул. Репина. Благодаря этому у нас невозможны массовые сносы торговых павильонов глухими ночами, непокорных не исключают из депутатского корпуса и каждое крупное безобразие власти или бизнеса бывает явлено миру и не остается без ответа.
Даже "Единая Россия" в Петербурге представлена двумя толками: серовцы враждуют с макаровцами, что создает возможность для неожиданных комбинаций и коалиций. Мариинский дворец был и остается местом для дискуссий.
От наступившей экономической и политической непогоды лучше спасаться, сбиваясь в стайки, действовать локально. Мы движемся к ситуации 1990–х: массовая бедность, нарастающий хаос, уличная преступность, секонд–хенды.
Федеральный центр слабеет, регионы получают большую независимость.
Петербург всегда был ближе к Хельсинки, чем к Грозному. Независимые законодатели в городском парламенте будут в турбулентный период незаменимы. Умение достигать компромиссов, получать у властей ответы на запросы, вызывать на ковер городских начальников — все это уже четверть века существует в Петербурге. Депутатов в городе знают, у них сложившаяся репутация.
И в этой обстановке то, что думает кандидат в ЗС о проблеме присоединения Крыма, не имеет решающего значения. У Петербурга своя повестка. Для меня, например, все равно, к какой партии принадлежат депутаты Вишневский, Кобринский, Ковалев, Резник, Трохманенко, Шишкина, Комолова. Понятно, что в сложных условиях они будут на стороне горожан.
Мы не в силах повлиять на минский процесс или процедуру тендеров в "Роснефти", но добиться сохранности парка 300–летия можем. Давайте сохранять свои обычаи и нравы — большую, чем в целом по стране, свободу, толерантность, стремление помочь слабому.
Лестничная площадка от нас не зависит — но с квартирой можем справиться сами.