Банкротства небольших сельхозпредприятий на руку крупным производителям, для которых это возможность задешево купить землю и мощности для развития.
Ряд небольших предприятий региона не выдерживают кредитной нагрузки и банкротятся. Желающих приобрести их имущество хватает. Это крупные компании, которым срочно нужны земля и мощности для развития в рамках импортозамещения.
Не выдержали долгов
Например, банкротится сельхозартель "Капшинская". Как пояснил ее экс–глава Сергей Цветков, "Капшинскую" подкосил еще кризис 2009 года, предприятие так и не смогло после него оправиться. До кризиса поголовье составляло более 600 коров, сейчас — 250. Перед процедурой банкротства долги компании перед несколькими банками превысили 25 млн рублей. Торги по продаже имущества общей суммой более 60 млн рублей пройдут 9 марта этого года.
По данным участников рынка, уже есть два претендента на имущество. В том числе намерения об участии в конкурсе подтвердил генеральный директор ЗАО "Культура–Агро" (молочное животноводство) Сергей Герц.
"У нас есть планы по расширению поголовья, а для этого нужны дополнительные площади. Поэтому мы очень заинтересованы в приобретении новых активов, — говорит он. — Мы физически не можем расширять производство молока на существующей площадке, и нам нужны дополнительные земли".
Будет банкротиться АО "Агротехника" в Тосненском районе. На 2014 год кредитная нагрузка предприятия составила, по СПАРК, 860 млн рублей, активы оцениваются в 993 млн рублей. С 2014 года в судах 40 дел на сумму 68 млн рублей. Оборот компании за 2014 год составил 617 млн рублей. Как пояснил заместитель гендиректора "Агротехники" Олег Килин, проблемы возникли в связи с ужесточением кредитных условий. "Из–за нехватки оборотных средств мы не смогли работать, возвращать кредиты и расплачиваться с партнерами", — говорит он.
Банкротится молочное производство ЗАО "Агрофирма Горский". По словам конкурсного управляющего Дмитрия Клиндуха, долги "Горского" перед рядом банков составляли 90 млн рублей. Сейчас ведется оценка имущества предприятия, торги будут проведены в течение этого года. Ранее поголовье в хозяйстве составляло около 1 тыс. коров, сейчас его не осталось. В собственности предприятия 400 га сельхозземель.
Объем реализации сельхозпродукции в 2014-2015 гг. в ЛО, тыс.т.
Источник: Петростат
Время покупок
Активы сельскохозяйственных банкротов действительно пользуются высоким спросом со стороны крупных агрохолдингов.
Новгородское ООО "Новсвин" присматривалось к активам обанкротившегося свинокомплекса "Новый Свет" в Гатчинском районе, чтобы построить новый комплекс, но отказалось от сделки из–за юридических и технических проблем.
Еще одно приобретение сделал СПК "Всеволожский", выкупивший обанкротившийся совхоз "Пашский" в Кировском районе, главный актив там — 2 тыс. га земли.
Да и в целом предприятия стремятся расширять владения. Владелец племзавода "Бугры" и экс–вице–губернатор Петербурга Виктор Локтионов приобрел сельхозкооператив "Мичуринский" в Приозерском районе. Основной актив хозяйства — 1,7 тыс. га земли.
Гендиректор ООО "Рассвет Плюс" Андрей Крылов говорит, что реализация имущества зависит от цены. "Если аппетиты собственников умеренные, а стоимость имущества адекватна объему долгов, то покупатели на активы найдутся. Если же долговая нагрузка перевешивает цену активов, то приходится идти через процедуру банкротства, которая, в свою очередь, позволяет опускать цену, пока не найдется интересант", — говорит Андрей Крылов.
"Как правило, банкротящиеся предприятия задолжали банкам, а банки выставляют их имущество на торги за нереальные цены. Они хотят вернуть все свое и еще получить сверху. Но если имущество не заложено и долги сравнимы с его стоимостью, то выгодно по договору цессии выкупить долги и взять актив в управление", — говорит Татьяна Шарыгина, гендиректор "Идаванг Агро".