Правительство РФ видит спасение ЖКХ в привлечении частных инвесторов. До 2020 года в отрасль нужно вложить 2,5 трлн рублей. Но желающих это сделать не много. И пока изменения ситуации не предвидится.
К 2020 году большую часть сетей, котельных, водоканалов, ТЭЦ, которыми управляют унитарные предприятия, передадут в концессию частным инвесторам. Таков план Стратегии развития ЖКХ РФ по привлечению инвестиций в модернизацию жилкомхоза.
Для приведения в порядок ЖКХ Петербурга и Ленобласти ежегодно требуется не менее 40 млрд рублей (для всей России — по 500 млрд рублей в год). Едва ли не единственный инвестор, который регулярно дает деньги на ЖКХ, — "Газпром". Но из–за падения цен на углеводороды дела у него идут не блестяще. А привлечь других инвесторов в эту непрозрачную и неэффективную отрасль сложно.
Нужны концессионеры
Стратегия развития ЖКХ, утвержденная правительством РФ, признает: само государство неспособно привести в порядок запущенную коммунальную инфраструктуру. Она изношена в среднем по стране более чем на 80%. В Петербурге ситуация получше: средняя амортизация — 40%, хотя этот показатель неравномерен. Например, трубы ОАО "Теплосеть СПб" изношены на 43%, а у ГУП "ТЭК СПб" — на 18%. Во многих районах Ленобласти коммунальное хозяйство обветшало так, что восстановлению не подлежит, сети и генерацию нужно строить заново.
Большая часть коммунальной инфраструктуры — это МУП и ГУП. Так, в Петербурге почти 100% рынка водоснабжения занимает ГУП "Водоканал СПб", половину рынка теплоснабжения — ГУП "ТЭК". В Ленобласти большинство котельных и водоканалов — муниципальные.
Треть МУП и ГУП управляют коммунальным хозяйством неэффективно, подсчитали чиновники. По оценке Минэнерго, сейчас на многоквартирные дома тратится 52% от всей теплоэнергии и 30% от всей электроэнергии, потребляемых в стране. Если привести коммуналку в порядок, то удастся сократить энергозатраты не менее чем на 40%.
Выход чиновники видят в концессионных инвесторах, которым к 2020 году предполагается передать в управление 80% инфраструктуры МУП и ГУП. Государство собирается развивать и другие формы сотрудничества с инвесторами: энергосервисные контракты, банковское кредитование и прочие.
"Газпром" и другие
Пока частных инвестпроектов в ЖКХ Петербурга и Ленобласти единицы. А главный инвестор — "Газпром" (и его структуры). Так, в середине 2000–х "Петербургтеплоэнерго" ("дочка" "Газпром теплоэнерго") реконструировало котельные в четырех районах Петербурга, потратив на это свыше 23 млрд рублей. Компания получила объекты теплоснабжения в долгосрочную аренду, а затраты на их модернизацию город ей возместил из бюджета. С участием "Петербургтеплоэнерго" готовится несколько концессионных проектов по обновлению теплового хозяйства Ленобласти на 18 млрд рублей до 2019 года.
Летом власти Всеволожского района намерены передать в концессию объекты Ладожского водовода, стоимость его реконструкции — 3 млрд рублей.
Однако назвать "Газпром" частной компанией трудно. Действительно, частные инвестиции идут в коммуналку в основном в рамках экспериментов. Как рассказали в СПбГБУ "Центр энергосбережения" (ЦЭ), в 2015 г. школа № 427 Кронштадта заключила энергосервисный контракт с компанией "Теплоком". Инвестор заменил лампы освещения на энергоэффективные и установил блочный теплопункт, чтобы регулировать подачу тепла. По подсчетам "Теплокома", благодаря этому экономия тепла составит 25,4%, электричества — 55,5%. За счет экономии при сохранении тарифа на оплату энергии инвестор окупит вложения. Инвестиции в небольшие энергосервисные проекты (школы, больницы, жилые дома) составляют 1–3 млн рублей, срок окупаемости — 5–6 лет.
В 2016 г. ЦЭ выставит на инвестконкурс еще 11 объектов. По словам главы ЦЭ Евгения Барановского, предполагается объединять мелкие лоты по 10–30 объектов, чтобы заинтересовать инвесторов крупными объемами.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/article/2016/02/25/7c2e3151-208e-470e-8c22-db84b2f937e1.jpg)
Мелочь не нужна
Инвестиции в ЖКХ идут, но их недостаточно, чтобы реанимировать отрасль, которая приходила в упадок долгие десятилетия, говорят эксперты практики "Инфраструктура" ГК "НЭО Центр". Вложения в жилкомхоз очень медленно окупаются (не менее 10 лет), из–за этого в отрасль готовы вливать деньги только крупные игроки, которым интересны масштабные проекты, к примеру водоканалы или теплосети в городах–миллионниках.
Небольшие водоканалы, котельные, теплосети, степень износа которых часто приближается к 100%, крупным инвесторам неинтересны, а мелкие в проекты в ЖКХ идут неохотно. Главные причины: рост тарифов ЖКХ ограничен законом, получить кредит на такие проекты почти невозможно. Вдобавок платежная дисциплина в ЖКХ крайне низкая: ежегодно в Петербурге просроченный долг по квартплате растет на 1,5–2 млрд рублей.
В 2015 г. первый эмитент из ЖКХ попытался привлечь инвестиции через Московскую биржу, рассказывает директор филиала ИК "Алор Брокер" в СПб Ольга Лебединец. ПАО "Городские инновационные технологии", головная компания многопрофильного холдинга, работающего в сфере ЖКХ и городского хозяйства, разместила на бирже обыкновенные акции более чем на 400 млн рублей. Инвесторов это предложение не заинтересовало. "Сфера ЖКХ в России — один из наименее привлекательных для частных инвесторов секторов бизнеса. И пока изменения ситуации не предвидится", — констатирует она.
“
Собираемость платы за коммунальные ресурсы низкая из–за посредников (УК, ТСЖ), растет дебиторская задолженность, которую невозможно взыскать. Это ведет к неокупаемости инвестпроектов. Ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги не позволяет включать в тариф инвестиционную составляющую в необходимом объеме. Не привлекают инвесторов и практически нулевая рентабельность теплоэнергетического бизнеса, непрозрачность тарифных решений, из–за чего ресурсоснабжающие организации не могут строить долгосрочные инвестпланы. Механизм применения концессионной схемы для теплоэнергетики недоработан, это также сдерживает инвесторов. А отсутствие у муниципалов актуальных схем теплоснабжения препятствует заключению концессионных соглашений.
Леонид Богорад
генеральный директор АО "Газпром теплоэнерго"
“
Можно было бы привлекать инвестиции в повышение энергоэффективности жилья, ремонт инженерии, устранение аварийности не тогда, когда это уже нужно срочно делать, а заблаговременно. Но инвесторы не идут в ЖКХ. Причин много. Например, тариф на капремонт не покрывает стоимости работ. УК в любой момент может лишиться права управления домом, а значит, и источника возврата инвестиций, так как процесс голосования жильцов не защищен от вбросов и подделки бюллетеней. А в законах нет четко прописанных гарантий возврата инвестиций при смене управляющей организации.
Дмитрий Стригуненко
генеральный директор ООО "ЖКС №2 Центрального района"