Пока мир ненадолго выдохнул, договорившись о перемирии в Сирии, на другом конце континента напомнила о себе Северная Корея. Совбез ООН собирается наложить на нее новые санкции за ядерные испытания, но вряд ли они испугают Пхеньян. Самый удивительный заповедник планеты продолжает доставлять соседям проблемы.
На Северную Корею собираются наложить очередные санкции из-за новых ядерных испытаний. В начале января Пхеньян взорвал новую бомбу (говорит, что водородную), и теперь США и Китай согласовали проект резолюции Совета безопасности ООН с новыми ограничениями. В точности неизвестно, что будет в документе, но источники говорят, что под санкции попадут Министерство атомной энергетики, Аэрокосмическое агентство, Центральное бюро разведки и около 30 человек. Возможно, северокорейским судам также запретят доступ в иностранные порты.
Совбез ООН уже четырежды принимал резолюции с санкциями с 2006 года. В 2003 году Северная Корея вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, а в 2009-м прекратила участие в переговорах о закрытии своей ядерной программы. Сейчас в Северную Корею запрещено поставлять — и, соответственно, у нее покупать — танки и другие боевые машины, военные корабли, вертолеты и самолеты, ракеты, артиллерийские системы, товары и технологии, связанные с ядерными программами, а также предметы роскоши; кроме того, запрещено иметь какие бы то ни было финансовые отношения с КНДР, если есть основания полагать, что деньги могут пойти на ядерную программу, то есть практически всегда.
Ким Чен
Ын
тем временем продолжает дело отца и деда, упорно пытаясь строить ядерные ракеты. Получается так себе: в 2006 году был случай, когда корейские ракеты случайно упали в российских водах недалеко от Владивостока. Просто что-то пошло не так.
Поскольку участвовать в лотерее и гадать, куда полетит очередная ракета, никто не хочет, в Совбезе ООН резолюции по КНДР принимались всегда единогласно.
Читайте также:
В КНДР казнят 200 сторонников дяди Ким Чен Ына
О Северной Корее в России вообще вспоминают довольно редко — как правило, это происходит тогда, когда южнокорейские СМИ сообщают об очередной шокирующей утечке типа того, что Ким Чен Ын опять лично сжег кого-нибудь из своих маршалов из огнемета или расстрелял из зенитки. Бывает, что такие новости разоблачают как фейки (например, "расстрелянный" маршал позже присутствует на фотографиях живой и здоровый), но на самом деле никто же толком не знает, что там происходит, поэтому новости все равно популярны.
Благодаря таким новостям Северная Корея давно воспринимается как такой забавный зоопарк, где смешной толстенький человек делает вид, что грозит всему миру. Но на самом деле эта страна доставляет немало головной боли соседям. В первую очередь Китаю: например, КНДР считается крупнейшим производителем синтетических наркотиков в регионе. Раньше, как рассказывали перебежчики, правительство Северной Кореи занималось производством опиума в промышленных масштабах, по ночам прямо на государственных фабриках. Сейчас переключились на метамфетамины — эксперты говорят, очень чистый продукт. С 2004 года Пхеньян вроде бы решил продемонстрировать, что борется с наркотиками, и сжег несколько лабораторий, но есть подозрение, что производство просто лучше замаскировали, потому что партии наркотиков продолжают регулярно конфисковывать. Зато теперь метамфетамины, говорят перебежчики, стали широко распространены внутри КНДР.
Северокорейских дипломатов регулярно ловят по всему миру на контрабанде — водки, сигарет, рогов носорогов, гашиша и т. д. Не говоря уже о фальшивых долларах прекрасного качества — говорят, в Китае за поддельную сотню дают 60 настоящих. С 1989 года, по оценке американских спецслужб, корейцы напечатали не менее $45 млн, распространяя их при помощи дипломатов. Судя по всему, Пхеньян обходит и оружейное эмбарго: во всяком случае, в Ливии находили северокорейские ракеты в ящиках, подписанных как запчасти для бульдозеров.
Конечно, у Северной Кореи есть и легальные статьи экспорта. Например, поставки угля и магния северному соседу: в прошлом году КНДР стала крупнейшим импортером угля в Китай. В северокорейском Раджине — это незамерзающий порт — открыли в позапрошлом году терминал, через который Россия начала поставлять уголь в страны Азии. Пхеньян сдает в аренду китайцам рыболовные угодья, а также дешевую рабочую силу. Среди других направлений экспорта значатся текстиль, металлургия, электроэнергия. Экзотическая статья доходов — изготовление гигантских статуй. В основном корейские монументалисты окучивают Африку — статуи заказывали в Конго, Эфиопии, Того, Анголе, Мозамбике, Бенине и многих других странах. В Зимбабве две огромные статуи уже ждут своего часа, чтобы быть установленными на будущей могиле Роберта Мугабе.
Такой вот интересный заповедник. Причем, в отличие от Кубы, этот заповедник и не думает демонстрировать тенденции к закрытию и, в отличие от Ирана, не собирается идти ни на какие уступки, убедительно демонстрируя желающим пример выживания в условиях строгой изоляции. Что с ним делать — не вполне понятно, но до тех пор, пока Ким Чен Ын не начнет выжигать деревни напалмом, опасаться вторжения ему, судя по всему, не приходится, и он сможет еще долго доставлять проблемы.