Дизельгейт по-фински: Nokian Tyres обвиняют в подделке результатов испытаний шин

Автор фото: Сергей Вдовин

Финский производитель шин Nokian Tyres, который владеет заводом во Всеволожске, оказался в центре крупного скандала. Его обвиняют в подделке результатов тестов шин. Акции производителя уже упали в связи с этим более, чем на 6%. Руководители концерна принесли общественности свои извинения и сожаления.

Финский производитель шин Nokian Tyres оказался на первых полосах финских газет в пятницу. Компанию подозревают в афере: по данным издания Kauppalehti, она в течение нескольких лет подделывала результаты испытаний своей продукции, зимних и летних шин.
По данным издания, компания посылала для тестов в газеты и журналы улучшенную и модифицированную продукцию, которая даже не была произведена. При этом компания старалась отталкиваться от результатов испытаний продукции своих конкурентов, чтобы таким образом "опережать" по многим показателям других производителей, поддерживать имидж бренда и стоимость акций Nokian Tyres на бирже, утверждает издание.
Kauppalehti ссылается также на заключение независимых экспертов, которые провели оценку шин Nokian Tyres, купив их в магазине, и пришли к выводу, что результаты тестов продукции не соответствуют заявленным компанией.
Исполнительный директор Nokian Tyres Ари Лехторанта заявил в интервью изданию, что практика компании по тестам "не отвечала нормам", но заверил, что на данный момент никаких манипуляций с результатами тестов больше не происходит.  "Мы сами стремимся к повышению прозрачности и этичности процесса тестирования шин в автомобильных СМИ, - заявил он. - В прошлые годы, когда для тестов запрашивались образцы шин у производителей, деятельность этих СМИ была сомнительной. Совет Nokian Tyres никогда не использовал такие схемы для повышения курсов акций на бирже. В прошлом году мы провели ревизию наших операций, после чего выработали собственные правила тестирования, которые прямо запрещают производство шин, предназначенных специально для испытания автомобильными СМИ. Этот вопрос был незамедлительно обсужден на совете директоров, который решил выйти с этой информацией в медиа-сферу по собственной инициативе. От нашего имени мы приносим свои извинения и сожаления за ошибки, совершенные нами в прошлом".
Акции Nokian Tyres за сегодняшний день по данным на 16:00 упали в связи со скандалом на 6,3%, на 2,08 евро.
Пока неизвестно, как отразится на деятельности российского завода Nokian Tyres во Всеволожске этот скандал. Завод Nokian Tyres во Всеволожске является 100%-ной "дочкой" финского концерна Nokian. Российская пресс-служба Nokian Tyres обещала дать комментарий чуть позже.
На российском сайте компании также указано, что шины Nokian Tyres – "неоднократные победители сравнительных независимых тестов". Также представлен обзор сравнительных тестов, в которых участвовали зимние и летние шины Nokian Tyres.
Тем временем производство Nokian Tyres в России переживает не лучшие времена: всеволожский завод Nokian Tyres, как и многие конкуренты, оказался под влиянием тотального кризиса неплатежей в отрасли, вызванном падением рубля. В частности, завод массово судится с продавцами шин и автодилерами, которые задолжали ему за поставленную продукцию более 2,6 млрд рублей, завод подал около 30 исков. Из-за неплатежей в компании ожидают сокращение продаж и в 2016 году. Аналогичные проблемы настигли и других крупных импортеров шинной продукции: Dunlop, GoodYear, Bridgestone.
Оборот завода во Всеволожске в 2014 году вырос на 1,2% в годовом выражении и составил 37,4 млрд рублей. Результаты за 2015 год автоконцерн обещает опубликовать в марте. Как ранее предварительно оценивала компания, продажи Nokian Tyres в России в валютном исчислении снизились по отношению к 2014 году на 35%, до 237 млн евро (363,4 млн евро в 2014 году). Такую динамику в компании объясняют ослаблением рубля.
Это третий крупный скандал в автопроме за последний год. Первым попался Volkswagen. В сентябре этого года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) опубликовали информацию о том, что автоконцерн  на протяжении многих лет сознательно занижал показатели выбросов одного из своих дизельных двигателей в 40 раз. Это привело к мировому скандалу, Volkswagen признал, что продал в мире 11 млн подобных автомобилей. Регулятор пригрозил концерну штрафом в размере $18 млрд, VW зарезервировал 6,5 млрд евро, то есть треть свободных средств компании – на устранение проблем и создал комиссию по расследованию ситуации.
Следом за Volkswagen скандал по поводу вредных выхлопов дизельных автомобильных двигателей коснулся и концерна Mercedes. В США на немецкий автоконцерн подали в суд в связи с подозрением, что у двигателей, использующих технологию BlueTec, выбросы оксидов азота превышают показатели, указанные в официальных документах, в 25-60 раз. Иск к концерну был подан в федеральный суд Нью-Джерси юридической фирмой Hagens Berman. На данный момент речь идет уже не только об устойчивости самих немецких автоконцернов: под вопросом оказались дальнейшие перспективы дизельного легкового автопрома и развитие экономики Германии.
Однако, по мнению генерального директора "Auto-Dealer-СПб" Михаила Чаплыгина, эти скандалы сопоставить нельзя хотя бы по источнику, который проводил тестовые испытания в каждом случае. "Скорее всего, история с Nokian Tyres не будет иметь какого-то масштабного продолжения. На результаты компании в России влияют пока другие факторы - падение рынка, отсутствие роста доходов населения, что влияет на потребительские предпочтения. Не думаю, что эта история как-то отразится на российском потребителе", – прогнозирует Михаил Чаплыгин.
"На сегодняшний день степень доверия к российским автомобильным изданиям в части проведения сравнительных тестов шин крайне высока, — добавляет вице-президент Nokian Tyres по коммуникациям Антти-Юсси Тяхтинен. — В первую очередь это обусловлено общепринятой в последние годы в России, Белоруссии и Казахстане практикой использовать на тестах шины, приобретенные непосредственно в точках розничных продаж. В случае же получения редакциями шин от производителей нередко журналистами проводятся последующие контрольные закупки для сравнения. Важно отметить, что лучшим показателем объективности тестов является постоянство – когда тесты, проводимые разными изданиями в разных странах имеют минимальное расхождение".