«ДП» узнал, что ждет рынок подбора домашнего персонала после трагедии в Москве и как петербургские агентства, специализирующиеся на поиске нянь, производят отбор кандидатов.
История няни, убившей ребенка, а перед этим совершившей поджог квартиры, шокировала всех. Но наиболее пристальное внимание на трагедию обратили те, кто профессионально занимается подбором домашнего персонала. «ДП» выяснил, что ожидает этот рынок в связи со страшными московскими событиями.
Сейчас, по оценкам экспертов, на петербургском рынке работает около 50 специализированных агентств. Впрочем, эта цифра включает в себя и компании-однодневки, которые внезапно возникают и уже через год закрываются, не выдержав конкуренции и специфики деятельности. Количество стабильно работающих агентств по подбору домашнего персонала не превышает 20. Но такие агентства – не единственный способ найти няню. Несмотря на очевидные риски, петербуржцы продолжают искать нянь самостоятельно, через знакомых или и вовсе в социальных сетях. В чем причина такого выбора, понять достаточно сложно: разница в стоимости не так велика. Работа профессиональной няни в Петербурге оценивается в 250-300 рублей в час. Те же, кто предлагает свои услуги в группах «Вконтакте», в качестве опыта указывая «выросшую на глазах» племянницу, за свои услуги просят около 200 рублей в час.
Вполне возможно, страшные события в Москве заставят петербуржцев обращаться к специалистам. Но не исключено, что страх парализует спрос и на рынке легальных услуг по подбору домашнего персонала.
«Я думаю, что последствия для бизнеса могут быть следующие. Среди людей, планировавших искать домашний персонал, найдутся те, кто совсем откажется от этой идеи. Кто-то будет всячески оттягивать момент принятия решения и постарается обойтись собственными силами – будет задействовать бабушек, других родственников. Также возможно, что многие из тех, кто раньше искал персонал самостоятельно, предпочтут обратиться в агентства. В любом случае из-за страха на какой-то период спрос все же снизится», – так описывает возможные последствия трагедии для рынка сотрудник одного из петербургских агентств.
Еще один пожелавший остаться неизвестным участник рынка также говорит, что рынку может грозить стагнация, объясняя это тем, чтослучившееся в Москве, могло произойти где угодно – вне зависимости от того, самостоятельно или при помощи специалистов отбирали няню.
Только не в Петербурге
Впрочем, мнение, что московская трагедия могла произойти где угодно и с кем угодно, разделяют не все. Представителей петербургских агентств по подбору домашнего персонала в принципе удивляет тот факт, что в столице есть спрос на нянь из Узбекистана и Таджикистана.
«Не думаю, что трагедия окажет какое-то существенное влияние на рынок. Честно говоря, я вообще не могу представить такой ситуации в Петербурге. Мы, например, вообще не работаем с гражданами Узбекистана, в том числе и потому, что на такой персонал отсутствует спрос в нашем городе. Я считаю, что в Петербурге вообще самые высокие требования к няням. Когда приезжает человек, который имеет опыт работы няней в другом городе, он часто не соответствует требованиям, которые предъявляются здесь», – комментирует ситуацию на петербургском рынке Наталья Якунина, менеджер по персоналу агентства «Маленький Принц».
Справки прилагаются
Отреагировав на страшное происшествие, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов посоветовал родителям требовать у претенденток на роль няни справку о психическом здоровье. Сложно сказать, как отбирают нянь те, кто предпочитает делать это самостоятельно, но для специализированных агентств такие справки уже давно стали нормой. Это, в свою очередь, может дать дополнительное преимущество тем, кто уже давно работает на рыке подбора домашнего персонала. По крайней мере, на это надеются сотрудники агентств.
«Сложно сказать, вызовет ли этот совершенно ужасный и вопиющий случай застой в работе агентств по подбору домашнего персонала. Но хотелось бы верить, что люди все-таки, наоборот, начнут обращаться к услугам профессионалов, не искать нянь самостоятельно где-то в Интернете или на водосточной трубе. Все-таки у агентств есть определенные критерии отбора, и они существуют не просто так», – говорит генеральный директор агентства «Карлсон» Ольга Троицкая.
Впрочем, решение о том, как проверять будущую няню, принимает само агентство, и, вероятнее всего, процесс отбора вряд ли будет как-то закреплен законодательно. Это, уверены специалисты, слишком длительный процесс.
«Что касается изменений в законодательстве, не думаю, что они возможны в ближайшее время. Все-таки сейчас нет института нянь как такового, соответственно, нет общих стандартов и требований. Но агентство в любом случае заинтересовано в том, чтобы предложить профессиональных кандидатов. Например, наше агентство в обязательном порядке требует справку о несудимости, медицинские документы и не рассматривает иногородних кандидатов. Мы также запрашиваем рекомендации с прошлых мест работы, проводим психологическое тестирование. Для няни обязателен опыт работы, педагогический или медицинский. Кроме того, по желанию клиентов мы можем запросить какие-то дополнительные документы», – также объясняет Ольга Троицкая.
Другой метод
Впрочем, поскольку справки остаются необязательным критерием отбора, находятся и те, кто проверяет будущих кандидатов иначе. Здесь в ход идут специальные тестирования и опросы. Также часто профессионалы, занимающиеся подбором домашнего персонала, обращаются к черному списку сотрудников, в который агентства заносят тех, кто хотя бы один раз плохо зарекомендовал себя в процессе работы. Но больше всего специалисты рассчитывают на свой опыт и умение разбираться в людях.
«Мы не запрашиваем справки об отсутствии судимости. Исходя из опыта, такие справки предоставляют 99%, но из них на самом деле подойдет на роль няни менее 9%. С людьми надо беседовать, смотреть им в глаза. Именно поэтому мы отказались от собеседований по Skype. И если у нас хоть на секунду возникнут сомнения в том человеке, с которым мы беседуем, мы ни за что не будем его рекомендовать», – объясняет один из менеджеров по подбору персонала.