Очередной раунд борьбы законодательной и исполнительной власти за контроль над будущими выборами: депутаты еще раз попытались выразить вотум недоверия вице-губернатору Александру Говорунову и собирают подписи под таинственным письмом губернатору с критикой его подчиненного, а также главы Горизбиркома Алексея Пучнина. Dp.ru ознакомился с письмом и не увидел ничего страшного. Но говорят, оно ненастоящее.
Между Законодательным собранием и Смольным продолжается борьба за влияние на выборы, которые пройдут в Петербурге 18 сентября. Это противостояние, которое то идет под ковром, то выливается в открытую критику высших городских чиновников, длится уже не первый месяц.
На заседании совета фракций в понедельник депутат Максим Резник предложил вынести вотум недоверия вице-губернатору Александру Говорунову, с которым у депутатов давно не складываются отношения. Формальная причина в том, что на совещание к Александру Говорунову по поводу выборов с участием председателя Горизбиркома Алексея Пучнина не пригласили нескольких членов комиссии — в том числе и выдвинутого туда депутатами Дмитрия Краснянского. Хотя его как раз и выдвигали для того, чтобы он в таких совещаниях участвовал и получал нужную информацию. При этом Алексей Пучнин уверяет, что ничего криминального на совещании все равно не обсуждалось — простые рабочие моменты.
Спикер Законодательного собрания
Вячеслав Макаров предложил, по его словам, ограничиться письмом к губернатору Георгию Полтавченко, чтобы тот повлиял на своего подчиненного, который, по мнению парламентариев, пытается управлять выборным процессом в городе. Парламентарии в декабре уже предпринимали демарш, направив градоначальнику запрос о поведении Александра Говорунова, который вызвал быструю реакцию Смольного. Запрос тоже писался Максимом Резником, но в Мариинском дворце уже не осталось человека, который бы сомневался в том, что депутат действует в интересах спикера.
"Письмо инициировано советом фракций. Я убедил коллег не делать резких движений в виде запроса губернатору, а ограничиться письмом. Не бывает же у нас, чтобы мы депутатам из оппозиционных партий не предоставили слово? Так и с Горизбиркомом, его члены избраны, — объяснял журналистам позицию парламента Вячеслав Макаров. — Любить, не любить — это не из области политики. Все должны соблюдать закон. Никаких тайных переговоров быть не должно".
Письмо к градоначальнику было составлено еще в понедельник и с тех пор его якобы подписали не менее 15 депутатов. Однако самое интересное в том, что содержание его остается загадкой: не только текст нигде и никто не предает огласке, но даже что именно там написано, никто из парламентариев сказать не может. Доходит до смешного, например, некоторые депутаты говорят, что не видели письмо в глаза, а другие уверяют, что видели подпись первых под документом.
Некоторые депутаты, как, например, лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев, уверяют, что в письме вообще нет никаких имен и фамилий, а есть простое описание проблем. Другие же утверждают, что там речь идет именно о поведении Алексея Пучнина и Александра Говорунова. На вопросы журналистов о содержании письма спикер предлагает его почитать, а пресс-служба разводит руками — мол, мы его еще сами не видели.
Dp.ru удалось получить копию письма. Во всяком случае, утверждается, что это именно копия того самого письма, и если это так, то шумиха вызывает недоумение - ничего особенного в тексте нет. "Депутаты Законодательного собрания крайне возмущены тем фактом, что обсуждение столь важных вопросов намеренно проводилось без участия некоторых членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии... Такой подход не только дискредитиркет исполнительные органы государственной власти, но и ставит под сомнение открытость и прозрачность действий", - говорится в нем. Авторы текста всего лишь "считают недопустимым" нарушение принципа равенства и "умышленное отстранение" отдельных членов Горизбиркома от участия в рабочих совещаниях. Могли бы и запрос принять с таким-то текстом.
В общем, подозрительно, что депутаты так по-разному описывают его содержание. Возможно, все зависит от их личной трактовки тезисов. Однако один из депутатов, пожелавший остаться неизвестным, ознакомившись с этой копией, заявил, что подписывался под другим документом - тот был длиннее, занимая не одну, а две страницы, и заканчивался приглашением чиновников на заседание Законодательного собрания с целью обсудить сложившуюся ситуацию. В общем, нельзя утверждать, что это - подлинное письмо. Более того, источник в Мариинском дворце сообщил, что сегодня депутатов просили переподписываться заново - потому что якобы один из них свою подпись зачеркнул.
Кроме поднятия шума вокруг письма-фантома депутаты все-таки попробовали сегодня убедить коллег вынести вотум недоверия заместителю Георгия Полтавченко. Но инициатива Максима Резника набрала на этот раз всего 15 голосов. "Жаль, что ее не приняли, но то, что за нее проголосовали уже 15 человек, — это довольно добрый знак. Плюс надеемся, что большинство депутатов подпишутся под письмом, и когда губернатор вернется из отпуска, он отреагирует", — заявил Максим Резник.
Он отметил, что еще в декабре депутатскому корпусу "было понятно, насколько некоторые люди в Смольном жаждут перекроить городской парламент в соответствии со своими представлениями". "Были проходящие события. И нет никакой реакции на провокации в адрес Законодательного собрания. Если Александр Говорунов не знает состав Горизбиркома и какие его представители должны быть на рабочих встречах, то это говорит о его профессиональной непригодности, а если знал, то значит, он участвует в провокации, организованной Алексеем Пучниным", — возмущается парламентарий.
Кстати, в кулуарах Мариинского дворца говорят, что именно против Алексея Пучнина, а не Александра Говорунова направлено и письмо, и возмущение депутатов во главе со спикером. Пучнин между тем считается одним из ближайших соратников Георгия Полтавченко. Косвенным подтверждением этого служит проверка, ведущаяся Контрольно-счетной палатой (ее возглавляет старый товарищ Вячеслава Макарова по фракции единороссов Вадим Лопатников). Она якобы обнаружила какие-то нарушения в деятельности Алексея Пучнина. Но работники КСП говорят, что никаких железных доказательств нет. В самом же Горизбиркоме отмечают, что их начальника могут снять либо по собственному желанию, либо из-за открывшегося уголовного дела, в реальность которого никто не верит.
Вся эта история с письмами довольно забавна. Так как нет хоть сколько-то достоверных сведений о реальном содержании письма и подписантах, которые путаются в показаниях, противоречат сами себе и не говорят, под чем подписываются, получается, что по сути нет доказательств существования самого письма. То есть какая-то бумага, кажется, есть, но перейдет ли она в какое-либо иное качество, нежели бумага, неизвестно. Предъявить губернатору коллективную жалобу на его собственных соратников представляется довольно оригинальным ходом: по идее, под этим должно подразумеваться требование либо избавиться от Говорунова и Пучнина, либо заставить их отказаться от того, что они делают, то есть по сути попытка продиктовать условия. В письме не содержится угроз, но этот вопрос наверняка все равно будет задан устно — а если нет, то что? А как губернатор отреагирует на ультиматум — вопрос крайне любопытный. Даже сама информация о наличии некого загадочного письма сильно смахивает на попытку шантажа.
Если же это письмо никто не будет предъявлять или по крайней мере не будет ничего требовать, то получится, что Вячеслав Макаров просто собрал подписи лояльных себе депутатов под своего рода обязательством о коллективной ответственности.