Девальвация рубля повысила интерес к российским продуктам на внешнем рынке. "ДП" обнаружил рост экспорта по целому ряду товарных позиций, среди которых свежая рыба, сгущенка и мука.
Несмотря на стремительное сокращение общих объемов экспорта, некоторые категории продуктов питания показывают значительный рост. Судя по данным таможни, иностранцы распробовали свежую рыбу, икру осетровых, молоко и сгущенку, пшеничную муку и горох — в деньгах объем экспорта этих товаров вырос на 20%.
Девальвация рубля сделала привлекательными и конкурентоспособными отдельные категории российских продуктов, которые при высоком качестве теперь выгодно отличаются по цене.
Точки роста
По данным Северо–Западного таможенного управления, доля продовольствия в общей структуре экспорта выросла с 5% в 2014 году до 5,8% в 2015 году. В масштабах страны доля продовольственных товаров и сельхозсырья в структуре экспорта росла еще ощутимее — с 3,8% в 2014 году до 4,7% по итогам 2015 года. Притом что в целом объем экспорта из СЗФО сократился в 2015 году на 30%, до $37 млрд, по сравнению с экспортом в 2014 году.
Рост объема экспорта свежей рыбы на 15% связан с расширением географии сбыта — через Петербург поставщики отправляют ее в Швейцарию и в Эстонию. А молоко и сгущенку — в Корею, Норвегию и Сирию, благодаря чему объем их экспорта вырос в 2015 году более чем в 3 раза. В целом Россия экспортировала сгущенки на $28,92 млн в 2015 году, это 13% от общего объема экспорта молока и молокопродуктов, подсчитали в Союзмолоко. Причем 75% российской сгущенки отвезли в Казахстан, еще 6% — на Украину, 5% — в Белоруссию.
Муки Северо–Запад экспортировал на $6,3 млн, 15 тыс. т, на 12% больше, чем в 2014 году. Мукомольный комбинат "Мельница Кирова", входящий в "АЛАДУШКИН Групп", в 2015 году нарастил объем экспорта муки и манной крупы на 38%, а отрубей — на 84% благодаря выходу в новые страны, расширению ассортимента отгружаемой на экспорт продукции и ослаблению рубля.
"Мельница Кирова" экспортирует муку в Таиланд, Израиль, Сирию, а отруби — в Южную Корею и Вьетнам, также с 2015 года компания поставляет муку в Таджикистан, Сомали и Кению.
"Интерес к российской продукции вырос благодаря господдержке экспорта и во многом из–за ослабления рубля, которое позволило конкурировать с производителями из других стран по цене и занимать свободные ниши, — говорят в компании. — Кроме того, качество российских продуктов благодаря жесткому контролю государства на порядок выше, чем в других странах".
Удается нарастить продажи и отдельным компаниям из падающих сегментов — табачного и пивоваренного. Так, ООО "Петро" (JTI) нарастило экспорт на 44,9%, до 3,6 млрд единиц продукции с 2,5 млрд в 2014 году. Как отмечают на табачной фабрике, ключевой драйвер экспорта — растущий спрос на зарубежных рынках.
Экспорт пивоваренной компании "
Балтика
" остался в объеме на уровне 2014 года, при этом в деньгах вырос почти на 30%, прибыль — почти в 2 раза. В этом году пивовары ожидают дальнейшего роста экспорта за счет расширения географии поставок и увеличения объемов по действующим договорам.
В целом "Балтика" нацелена на выход за пределы этнических рынков: до недавних пор основными ее потребителями были жители бывшего СССР.
Низкая база
Экспортеры в один голос говорят, что на рост продаж за рубежом позитивно влияет ослабление рубля, оно сделало российские продукты сравнительно дешевыми при их высоком качестве. Одновременно позитивно влияет и постепенное развитие пищевого производства.
"Рост по большинству перечисленных категорий товаров обусловлен эффектом низкой базы, — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам", — например, экспорт рыбы вырос более чем в 2 раза, но составил скромные 42 т, а экспорт молочной продукции возрос на порядок, но составил несущественные в масштабах экономики региона 27 т". Впрочем, если в масштабах экономики данные цифры несущественны, то для отдельно взятых компаний это успех. В целом по стране действительно идет процесс импортозамещения в сельском хозяйстве на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго, признает эксперт.
"Само собой, сказываются более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли", — считает Тимур Нигматуллин. Со ссылкой на данные Росстата он говорит о росте агропромышленного комплекса страны на 3% в 2015 году по отношению к 2014 году, притом что промпроизводство в целом за аналогичный период сократилось на 3,4%.
Но это же импортозамещение усложняет работу на экспорт. Как признаются, например, рыбопереработчики, экспорт однозначно интересен для них и качественная российская рыба очень востребована за рубежом, но в условиях ее дефицита в России они пока сдерживают его расширение.
Привлекательная Азия
Неожиданно популярным направлением поставок у локальных производителей продуктов питания в последнее время стал Китай, его удельный вес в общем объеме экспорта вырос с 2,6% в 2014 году до 5,9% в 2015–м. По данным таможни, через петербургскую таможню в Китай поставляются заметные объемы алкоголя ($1,6 млн), жиров и масел ($17,3 млн), а также рыбы ($8,2 млн). Помимо экономических факторов тут сказывается и улучшение дипломатических отношений с этой страной. Производитель овсяного печенья КО "Любимый край" планирует до конца года выход на рынки США и Китая. Продукция завода уже продается в русских магазинах Америки, там и возникла идея адаптировать упаковку для обычных магазинов. Также "Любимый край" в рамках исследования рынка Китая уже провел дегустацию своего печенья среди китайских потребителей и представителей торговых компаний, продажи намечены на второе полугодие.
Компания "Балтика" более 10 лет работает с Китаем, это один из ключевых экспортных рынков компании в дальнем зарубежье. Производитель мясных замороженных полуфабрикатов "Петрохолод" сейчас ведет переговоры и планирует начать поставки своей продукции на рынки Китая и Израиля. Продукты из России востребованы в Китае, во–первых, из–за подешевевшего рубля, во–вторых, Россия там воспринимается как более экологичная страна, и продукты питания интересны в первую очередь, рассказывают в "Любимом крае". В–третьих, политически сегодня это интересный партнер, и деловые взаимосвязи двух стран растут.
“
Объемы экспортных отгрузок нашей компании в тоннах растут на 20–30% ежегодно, за 3 года продажи компании на экспорт выросли в 2 раза. "Посиделкино" мы поставляем в 13 стран мира: во все страны СНГ, Грузию, Туркмению, Израиль, Германию и США. Падение курса рубля позволило существенно увеличить в структуре экспорта продажи в страны дальнего зарубежья. Работать в Европе и США сложнее, потому что, кроме икры с водкой, не многие продукты способны вызывать положительные устойчивые ассоциации с Россией, они скорее нейтральны.
Екатерина Подовинникова
региональный менеджер КО "Любимый край" (бренд "Посиделкино")
“
На экспорт идет такое незначительное количество свежей рыбы, что одна–две сделки могут сильно повлиять на статистику, но глобальной тенденции по росту продаж я не вижу. Экспорт, безусловно, интересен рыбопереработчикам, но внутренний спрос сейчас не менее интересен. А вот экспорт икры — это особая история. Лет двадцать назад Россия была лидером, продавала икру дикого осетра. Сейчас практически вся черная икра, которая продается за рубежом, производится в Иране или Турции, это очень конкурентный рынок.
Максим Трало
гендиректор ГК "Карельский комбинат"
“
Рынок молочной продукции сезонный, и выход в страны, где сезонность "обратна" российской, поможет компаниям стабилизировать работу. Правда, мы работаем только на Петербург из–за коротких сроков хранения нашей продукции. Вопрос о том, возможен ли экспорт при дефиците на внутреннем рынке, тоже имеет ответ: для наращивания производства нужен гарантированный спрос, чем выше, тем лучше. Если говорить именно о сгущенке, то это жирный продукт, а спрос выше на маложирные продукты. Так как коровы доятся по–прежнему, жиров у производителей в избытке.
Георгий Житмарев
заместитель гендиректора Пискаревского молокозавода